ЦЕНТР
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие..." (1 Кор. 1, 23) |
|
ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ В ЛИЦАХ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Общий объем курса – 32 часа, 16 спаренных лекций (укороченный вариант – 16 часов, 8 спаренных лекций).Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог. Материалы по основным темам и полная литература по курсу представлены в статье "Трехвековой диалог психологии и религии в России" (Христианское чтение. 2000, № 19, с.82-164) и в первой главе авторской монографии "Психология и религия" (СПб.: Алетейя, 2002).
ЛИТЕРАТУРА
Тема 1. Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80. Воловикова М. И., Махнач А. В. Психология, психотерапия и христианство ("Круглый стол") // Психологический журнал. 1995, № 1, с.176-178. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995. Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Межд. конф. Москва, 7-9 сентября 1995 г. М.: Моск. Центр психологии и психотер. Христианская Перспектива в Психологии, 1995. Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.
Тема 2. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. /М./, 1947.Ждан А. Н. История психологии от античности к современности. М.: Изд-во "Рос. педагог. агентство", 1997. Кандорский И. М. Вольнодумец, убеждаемый в несправедливости его рассуждений, в истине бессмертия души, и в любви евангельской веры. М., 1811 (2-е изд.: М., 1824). Кандорский И. М. Жертва величию Божию или Умиленные мысли о делах его. Кн. 1-4. М., 1801-1802. Кандорский И. М. Лекарство для болящей души, или Правила, открывающие путь к достижению царствия небесного. М., 1799. Кандорский И. М. Наука о душе или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия. М., 1796. Кандорский И. М. Образование духа и сердца в Непрестанном Богомыслии. М., 1799. Кандорский И. М. Чадолюбец, размышляющий о нравственном повреждении и исправлении детей своих. М., 1807.
Тема 3. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. /М./, 1947.Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777. Большакова В. В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., 2001, с.56-81. Золотницкий В. Т. Рассуждение о бессмертии человеческой души. СПб., /1768/. Козельский Я. Философические предложения. СПб., 1768. Линькова Н. П. Н. И. Новиков и его место в истории русской психологии. М., 1963. Новиков Н. И. Предуведомление // Н. И. Новиков и его современники. М., 1961, с.176-182 (первон.: Утренний свет. 1777, окт.). Рассуждение о бессмертии души // Н. И. Новиков и его современники. М., 1961, с.218-228. Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. М., 1887. Человек, наедине рассуждающий о неудоборешимых пневматологических, психологических и онтологических задачах // Н. И. Новиков и его современники. М., 1961, с.244-248 (первон.: Покоящийся трудолюбец. 1784, ч. 2).
Тема 4. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. /М./, 1947.Велланский Д. Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии. СПб., 1812. Велланский Д. Физиологическая программа о внешних чувствах, внутренних действиях мозга и наружных очертаниях головы. СПб., 1819. Владиславлев М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. В 2-х т. СПб., 1881. Гавриил архим. Основания опытной психологии. СПб.: Тип. А. Якобсона, 1858. Галич А. Картина человека (опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий). СПб., 1834. Зубовский Н. Психология. СПб., 1848. Карпов В. Вступительная лекция в психологию // Памяти В. Н. Карпова. Сборник. СПб., 1868, с.1-41. Кашменский С. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865. Колбин А. Д. Психологические воззрения А. И. Галича. Автореф. дис. М., 1953. Любовский П. Краткое руководство к опытному душесловию. Харьков, 1815. Новицкий О. М. Руководство к опытной психологии. Киев, 1840. Скворцев И. Записки по нравственной философии // Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии.... Киев, 1869. Феофан Авсенев архим. Из записок по психологии. Киев, 1869 (в "Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии...". Киев, 1869. Нумерация отдельная). Чистович И. Курс опытной психологии. 5-е изд. СПб., 1896 (4-е изд.: СПб., 1889; 3-е изд.: СПб., 1884; 2-е изд.: СПб., 1876; 1-е изд.: СПб., 1868). Шульгин И. Душа человеческая с ее главными свойствами и способностями. Вильно, 1859. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Его же. Философские произведения. М.: Правда, 1990, с.69-103. Юрьевич И. Краткое начертание метафизики. Ч. 2. Пневматология или о существах чувствующих и мыслящих. СПб., 1825.
Тема 5. Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. Харьков, 1908 (Харьков, 1903; // Вера и разум. 1902-1903). Зеньковский В. В. Об иерархическом строе души // Труды Рус. Нар. ун-та в Праге. Т. 2. 1929, с.235-250. Пятикрестовский А. О душе. М., 1903. Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. М., 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)). Франк С. Л. Философия религии В. Джемса // Русская мысль. 1910, № 2. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917. Челпанов Г. И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Круг, 1994 (6-е изд.: М.-Пг., 1918; 1-е изд.: СПб., 1900). Челпанов Г. Мозг и мысль // Мир Божий. 1896, №1. Челпанов Г. Об экспериментальном исследовании высших умственных процессов // Вопросы философии и психологии. 1909, кн. 1(96). Челпанов Г. И. Социальная психология или "условные рефлексы"? М., 1926.
Тема 6. Айвазов И. Критический обзор материалистических теорий против субстанциональности души. М., 1912.Василий (Кривошеин) архиеп. Несколько слов по вопросу о стигматах // Журнал московской патриархии. 1986, № 4, с.67-68. Виссарион (Нечаев) еп. Грехи чувств. М., 1888. Владимирский Ф. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев: Тип. Почаево-Успен. лавры, 1904. Владимирский Ф. Психология атеизма // Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с.29-33. Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17. Галич А. Ощущение религиозное // Его же. Картина человека. СПб., 1834, с.408-412. Кожевников Ф. Вера, как психологический факт с научной точки зрения и как добродетель по учению Св. Писания и Церкви // Вера и разум. 1908, № 7, с.64-88. Михаил иером. Психология таинств // Миссионерское обозрение. 1902, нояб., с.559-579. Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. М., 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)). Стопановский Н. Душа человека. Против неверия. Учение Православной Церкви и полная популярная критика психоматериализма. Чернигов, 1910. Челпанов Г. И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Круг, 1994 (6-е изд.: М.-Пг., 1918; 1-е изд.: СПб., 1900).
Основные выводы. Байдакова М. Ю. Перспективы соотнесения теологических и психологических взглядов на проблему воли // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.139-142.Братусь Б. С. Российская психология на перепутье // Начала христианской психологии. М., 1995, с.31-56. Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Гуманистические проблемы психологической теории. Отв. ред. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1995. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.
Заключение. Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.Бухина О. Б. Психологические предпосылки ухода в секты и христианский психотерапевтический ответ // Психология и христианство. М., 1995, с.23-24. Дронов Михаил прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей? М.: Новая книга, Ковчег, 1998. Елисеев Владимир иерей. Оккультная медицина и недозволенные Богом способы отверзения чувств // Православная Церковь и современная медицина. Сборник. СПб., 2000, с.206-224. Котов И. В. Психическое здоровье народа как проблема церкви и государства // Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия. Минск, М., 1999, с.151-161. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995. Ничипоров Б. В. свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Межд. конф. Москва, 7-9 сентября 1995 г. М.: Моск. Центр психологии и психотер. Христианская Перспектива в Психологии, 1995. Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997. Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.
Последнее обновление файла: 04.10.2017.
(код баннера)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||