Зенько Ю. М.
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ
Введение |
(1 час) Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций. Методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий христианской антропологии и психологии. |
Тема 1 |
Хронология святоотеческой антропологии и психологии (4 часа)
I – нач. IV вв.: древнехристианский период. IV век: золотой век богословской и аскетической образованности. V-XIV века: средние века. Основные темы святоотеческой антропологии и психологии. Антропологическо-психологические темы в исихазме. |
Тема 2 |
Элементы библейской антропологии и психологии (4 часа)
Ветхозаветное учение о душе. Новозаветное провозвестие личности, свободы и спасения души. Библейское учение о грехопадении. Антропология и психология греха. Систасис (падение) человеческой души и его последствия. Экстраверсия души. Омрачение органов чувств. Православное учение о сердце. |
Тема 3 |
Основания православной антропологии (6 часов)
Православная антропология, как основа для православной психологии. Тело, плоть, душа, дух. Образ Божий в человеке. Пол, брак, семья. Критики идеи андрогинизма. Грехопадение. Страсти, их классификация и внутренняя суть. Обращение, возрождение и обожение человека. Бог, как Личность. Православное учение о личности. Критика идеи человека, как микрокосма. Сознание, самосознание, совесть, "я", самость. Святость и гениальность. К проблеме двоичности или троичности человеческого существа. |
Тема 4 |
Православное учение о душе (2 часа)
Основные свойства и атрибуты души. Душевное устроение – как категория православной психологии. Основные силы и способности души по святоотеческой традиции: ум (разум), воля, эмоции (чувства), память, внимание, воображение (фантазия), органы чувств. Очищение, развитие и просветление души. |
Тема 5 |
Происхождение и развитие души (2 часа)
Основные концепции происхождения души в христианстве: креационизм, генерационизм, традуционизм. Развитие и очищение души в христианстве. Стяжание душевных добродетелей, как путь христианского усовершенствования. |
Тема 6 |
Бессмертие души (2 часа)
Смерть, как разделение души и тела. Бессмертие души и тленность тела. Посмертное существование души. Критика учения о предсуществовании и переселении душ (реинкарнации). Бессмертие души по благодати Бога. |
Тема 7 |
Ум, разум, рассудок, слово (2 часа)
Определения основных понятий. Отличие ума от разума и рассудка. Мысли, идеи, понятия. Борьба со страстными помыслами. Очищение и перемена ума (матанойя): стяжание ума Христова. Ум и чувство. Совесть. Словесная сила души. Борьба с грехами празднословия и брани. |
Тема 8 |
Воля (2 часа)
Определение воли в христианской психологии. Христианское учение о свободе воли. Свобода, самоволие, произвол. Совлечение своей воли: о смирении. Взаимодействие свободы человека и благодати Бога. Психологическое учение об оптимуме мотивации. Православная критика самовластного стремления к благодатным состояниям. |
Тема 9 |
Эмоции, чувства, чувствования (2 часа)
Эмоции, чувства, аффекты, чувствования, страсти. Чувства, эмоции и сердце. Важность и необходимость религиозных чувствований. Вера, надежда, любовь, благоговение, ревность Божия, страх Божий, смирение. Новозаветное учение о любви-агапао (αγαπαω), в отличие от эроса (ερως) и филиа (φιλια). Негативные религиозные чувства: суеверие, фанатизм, исступление, нечувствие. |
Тема 10 |
Память. Внимание. Фантазия, воображение (2 часа)
Определение памяти. Память и забывание. Память смертная, память Божия. Определение внимания. Внимание и молитва. Определение фантазии, воображения, представления. Откровения Божии и лжеоткровения. Борьба с воображением в православной аскетике. |
Тема 11 |
Органы чувств (2 часа)
Характеристики основных органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Органы чувств в Библии и библейские сенсорные метафоры. Святоотеческое учение о хранении органов чувств. Христианский духовный опыт и современные проблемы сенсорной культуры. |
Тема 12 |
Душевные состояния (6 часов)
Внутренний религиозный опыт, религиозные переживания и душевные состояния. Лестница душевно-духовных состояний. Религиозно-психологический анализ сна и сновидений. Благодатные и безблагодатные состояния. Святоотеческое учение о прелести. |
Тема 13 |
Практическая суть православной психологии (6 часов)
Православная психология и аскетика. Духовная интроверсия. Самонаблюдение и самопознание в православной психологии. Трудности самопознания и средства против них. Психологическая борьба с грехом. Хранение органов чувств. |
Заключение |
(1 час) Перспективы развития христианской антропологии и психологии и их значение для современности. Критика западной антидуховной психологии. Возможность и необходимость возвращения к душе современной русской психологии. Возможные пути и методы этого возвращения, возникающие при этом проблемы. |
Семинарские занятия |
(4 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов. |
Общий объем курса – 48 часов, 24 спаренных лекций.
ЛИТЕРАТУРА
Тема 1-2.
Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
Воронцов А. А. Учение Библии о душе человека // Православный собеседник. 1900, № 7-8, с.1-46, № 9, с.47-48 (отд. изд.: Казань: Типо-лит. Импер. ун-та, 1900).
Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. – Харьков, 1908 (Харьков, 1903; "Вера и разум". 1902-1903 гг.).
Зенько Ю. М. Сердце // Его же. Психология и религия. – СПб., 2002, с. 239-258 (приложение).
Ианнуарий (Ивлиев) архим. Основные антропологические понятия в Посланиях святого апостола Павла // Альфа и Омега. 2002, № 1(31), с. 13-18.
Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950).
Симон Т. Психология ап. Павла. Пер. с нем. – М., 1907.
Тема 3.
Алексий патр. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, с.6-8.
Андрей Лоргус свящ. Православная антропология. М., 2002 (на правах рукописи).
Бердяев Н. Проблема человека: К построению христианской антропологии // Ступени. 1991, № 1, с.79-104 (Путь. № 50, 1936).
Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.
Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека // Русская религиозная антропология. Антология. Т. 2. М., 1997, с.380-400 (Путь. № 49. 1935, окт.-дек., с.48-71).
Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер., прим. и послесл. В. М. Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995.
Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.
Зенько Ю. М. Христианское определение понятие и феномена личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 10. – СПб.: СПбАППО, 2006, с.108-112.
Зенько Ю. М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии (и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Педагогика. Психология. 2006, IV:2, с.167-182.
Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с.431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с.5-20; № 154, 1989, с.67-91).
Иванов Н. П. И сказал Бог...: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Христианская жизнь, 1997.
Игнатий (Брянчанинов) свят. Слово о человеке. М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 (СПб., 1995).
Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.289-302 (переизд.: Богословские труды. 14. М., 1975, с.114-120).
Муравьев В. Новый человек – καινος ανθροπος – по учению ап. Павла // Вера и разум. 1904, № 22, с.519-528, № 23, с.613-622.
Немезий еп. Емесский. О природе человека. Пер. с греч. Почаев, 1905 (М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996).
Тема 4.
Айвазов И. Критический обзор материалистических теорий против субстанциональности души. – М., 1912 (Голос церкви. 1912).
Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. – М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с.89-108).
Афанасий Александрийский. О том, что человек может познавать Бога в душе своим умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Христианское чтение. 1837, ч. 4, с.113-125.
Григорий Богослов. О душе // Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.31-35.
Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. – Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992.
Исаак Сирин. О душе, о страстях и о чистоте ума // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с.19-25 (Христианское чтение. 1824, ч. 14, с.145-155).
Кашменский Стефан прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.
Кашменский Стефан прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. – Вятка, 1860-1865.
Феофан Затворник еп. Душа и ангел – не тело, а дух. – М.: Талан, 1997 (3-е изд.: М., 1913; 2-е изд.: М., 1902; 1-е изд.: М., 1891).
Тема 5.
Ириней Лионский. Нелепость учения о переселении душ // Его же. Творения. М., 1996, с.211-213 (кн. 1, гл. 33).
Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. – М.: Гнозис, 1996.
Лосский Н. О. Учение о перевоплощении // Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.357-383.
Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994, с.18-228.
Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. – Париж, 1935 (переизд.: М., 1994).
Тема 6.
Вышеславцев Б. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Переселение душ. М., 1994, с.315-335 (Переселение душ. Париж, 1935, с.109-134; Человек. 1993, № 2, с.80-96).
Глаголев С. С. Вопрос о бессмертии души // Вопросы философии и психологии. 1893, кн. 4(19)-5(20).
Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. – М., 1996 (Казань, 1860).
Серафим Роуз иером. Душа после смерти: Современный "посмертный опыт" в свете учения Православной Церкви. Пер. с англ. – М., 1991.
Флоровский Георгий прот. Бессмертие Души. – М.: Вэб-Центр "Омега", 2004 (интернет-издание).
Франк С. Учение о переселении душ // Переселение душ. М., 1994, с.268-288 (Переселение душ. Сборник. Париж, 1935, с.7-33).
Тема 7.
/Амвросий (Гренков) иеросх./ Поучения старца иеросхимонаха Амвросия о том, сколь много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии. – М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1896.
Богословский Н. Библейское учение о совести // Православный собеседник. 1903, № 10.
Дорофей св. О совести // Христианское чтение. 1829, ч. 25, с.131-138.
Ефрем Сирин. О покаянии // Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74-77.
Макарий Египетский. О свободе ума // Его же. Духовные беседы, послания и слова. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1998, с.442-467.
Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.111-144.
Сильницкий Г. Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия // Синергия. Сборник. М., 1995, с.249-271.
Феодор Студит. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с.916-918.
Тема 8.
Августин Аврелий. О свободе воли. Книга вторая // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. Т. 1. СПб., 2001, с.25-65.
Антоний /Храповицкий/ иером. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. – СПб., 1887 (2-е изд.: СПб., 1888).
Астафьев П. Е. К вопросу о свободе воли. – М.: Тип. А. Гатцука, 1889 (Из Трудов Моск. психол. о-ва).
Байдакова М. Ю. Перспективы соотнесения теологических и психологических взглядов на проблему воли // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.139-142.
Ефрем Сирин. О непостоянстве человеческой воли // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с.184-189.
Ефрем Сирин. О свободе нашей и о том, что человек создан свободным // Его же. Творения. Т. 3. М., 1993, с.396.
Ириней Лионский. О том, что люди свободны и имеют способность избрания // Христианское чтение. 1838, ч. 3, с.241-253.
Лосский Н. О. Свобода воли // Его же. Избранное. М., 1991, с.481-597.
Мефодий еп. Патарский. О свободе воли // Богословские труды. Сб. 3. М., 1964, с.187-208.
Тема 9.
Введенский А. И. О видах веры в ее отношении к знанию. – М., 1894.
Введенский А. И. Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии). – /Сергиев Посад/, 1899.
Вениамин (Исупов) иерод. Учение церковных писателей о страхе Божием. – Киев, 1906.
Вышеславцев Б. П. Сердце в индийской и христианской мистике // Вопросы философии. 1990, № 4, с.62-87 (Париж: YMCA-press, 1929).
Галич А. Ощущение религиозное // Его же. Картина человека. СПб., 1834, с.408-412.
Евагрий Понтийский. Послание о вере // Его же. Аскетические и богословские сочинения. М., 1994, с.141-156.
Ефрем Сирин. О покаянии // Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74-77.
Кожевников Ф. Вера, как психологический факт с научной точки зрения и как добродетель по учению Св. Писания и Церкви // Вера и разум. 1908, № 7, с.64-88.
Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп. Сердце как орган высшего познания // Человек. 1991, № 6, с.104-115.
Магнитский В. прот. Религиозные чувствования. – Пг.: Тип. Алекс.-Невск. об-ва трезвости, 1914.
Нечаев А. Вера и Любовь по учению св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла. – Тамбов, 1910.
Никифор уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.239-251.
Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. – М.: Тип. И. Н. Кушнерева, 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)).
Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Его же. Философские произведения. М., 1990, с.69-103.
Тема 10.
Голощапов С. Галлюцинации и религиозные видения // Вера и разум. 1915, № 2, с.205-240.
Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. М., 1993, с.1-67.
Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 6-е изд. – М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890.
Кашменский С. прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.
Попов И. В. Экстаз и откровение в системе бл. Августина // В память столетия Московской духовной академии. Сб. Ч. 2. М., 1915, с.455-508.
Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах внимания и молитвы // Его же. Творения. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993, с.179-191.
Тема 11.
Виссарион /Нечаев/ еп. Грехи чувств. – М., 1888.
Елисеев Владимир иерей. Оккультная медицина и недозволенные Богом способы отверзения чувств // Православная Церковь и современная медицина. Сборник. СПб., 2000, с.206-224.
Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.123-126.
Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. М., 1993, с.1-67.
Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ // Сборник проповеднических образцов (Проповеди святоотеческие и церковно-отечественные). 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1912, c.178-184.
Скворцов К. Трактат Тертуллиана о зрелищах (по Фреппелю) // Труды Киевской Духовной академии. 1865, № 7, с.321-253.
Театр: О зрелищах, развлечениях и театре. – М.: КАЗАК, 1998.
Тертуллиан. О зрелищах // Его же. Избранные сочинения. М., 1994, с.277-293.
Тема 12.
Арсений /Жадиновский/ архим. О духовной прелести. – М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1911.
Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
Гуревич А. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию) // Альфа и Омега. 1998, № 1(15), с.189-200.
Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.126-128.
Коновалов Д. Г. Психология сектантского экстаза. – Сергиев Посад, 1908.
Максим Грек. О прелести сонных мечтаний // Его же. Сочинения. Ч. 1. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с.97-99.
О различных состояниях души в исихии // Петр (Пиголь) игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999, с.174-181.
Тема 13.
Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4.
Дронов Михаил прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей? – М.: Новая книга, Ковчег, 1998.
Зенько Ю. М. Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 11. – СПб.: СПбАППО, 2007, с.21-25.
Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.
Котов И. В. Психическое здоровье народа как проблема церкви и государства // Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия. Минск, М., 1999, с.151-161.
Мордвинцева Л. П. Новейшие отечественные публикации по христианской психологии // Человек: образ и сущность. М., 1997, с.108-120.
Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по христианской психологии. 2003, № 3 (38), июль-сентябрь.
Швецов Валерий прот. Церковное душепопечение лиц с психическими расстройствами (Теоретические аспекты) // Милосердие и профессионализм. Сборник. СПб., 2003, с.138-150.
Заключение.
Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.
Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.
Зенько Ю. М. Психология и религия. – СПб.: Алетейя, 2002.
Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, № 1, с.24-45.
Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. – М.: Наука, 1995.
Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. – СПб.: ИМАТОН, 1997.
Шеховцова Л. Ф. Развитие сознания человека // Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. СПб., 2002, с.161-163.
Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005.
Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.
Последнее обновление файла: 04.10.2017.
|