Введение |
(1 час) Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций. |
Тема 1 |
Предмет психологии (6-3 час.)
Природа психического. Психика и душа. Психика, сознание, подсознание. Психофизическая проблема. Предмет и задачи психологии как науки. Отрасли психологии. Общее древо психологических дисциплин. Христианское учение о душе в его прошлом и настоящем. Свойства и качества души. |
Тема 2 |
Методы психологии (4-2 час.)
Методология, методы и методики. Методы психологии. Наблюдение. Самонаблюдение. Экспериментальный метод. Другие методы психологического исследования. Генетический метод. Патологический метод. Метод беседы. Психологические тесты. Методы изучения души в христианстве. |
Тема 3 |
Психические процессы (4-2 час.)
Психические процессы в общей структуре психики. Принципы подразделения психических процессов. Сенсорные психические процессы: ощущение, восприятие. Центральные психические процессы: мышление, эмоции, воля. Сквозные психические процессы: память, внимание, воображение. Христианское учение о силах и органах души. |
Тема 4 |
Ощущение (8-4 час.)
Рецепторы. Психофизиологические закономерности формирования ощущений. Классификация ощущений. Органические ощущения. Кинестетические ощущения. Болевые ощущения. Температурные ощущения. Осязательные ощущения. Вкусовые ощущения. Слуховые ощущения. Зрительные ощущения. Теория цветоощущений. Христианское учение об органах чувств. Очищение, охранение, образование и освящение органов чувств. Духовные органы чувств. |
Тема 5 |
Восприятие (4-2 час.)
Общая теория восприятия. Константность восприятия. Осмысленность восприятия. Обобщенность восприятия. Восприятие пространства. Восприятие величины. Восприятие формы. Восприятие движения. Восприятие времени. Развитие восприятия в онтогенезе. Сенсорное развитие ребенка. Сенсорная культура. Христианское учение об охранении органов чувств и современные проблемы информационной безопасности. |
Тема 6 |
Память (6-3 час.)
Психофизиологические основы памяти. Основные мнемические процессы. Запоминание, узнавание, воспроизведение, воспоминание. Сохранение и забывание. Виды памяти. Уровни памяти. Основные теории памяти. Патология памяти. Методы исследования памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Христианское учение о памяти. Злопамятство и память грехов. |
Тема 7 |
Внимание (4-2 час.)
Основные теории внимания. Психофизиологические основы внимания. Основные виды внимания. Основные свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Внимание и другие психические процессы. Христианское учение о внимании. Внимание и молитва. |
Тема 8 |
Представление и воображение (4-2 час.)
Феномен представления и воображения: сравнительно-исторический анализ. Представления и мышление. Воображение и эмоции. Воображение и творчество. Методы исследования представления и воображения. Развитие представления и воображения в онтогенезе. Некоторые аспекты развития представления и воображения в филогенезе. Христианское учение о воображении. "Невообразительная" молитва. |
Тема 9 |
Мышление (8-4 час.)
Психологические теории мышления. Основные фазы мыслительного процесса. Понятие, суждение, умозаключение. Основные виды мышления. Развитие мышления в филогенезе и онтогенезе. Ситуативное мышление ребенка. Этапы развития теоретического мышления. Христианское учение об уме, разуме и рассудке. Благодатный ум и ум Христов. Интроверсия ума. Борьба с помыслами. |
Тема 10 |
Речь (4-2 час.)
Различные виды речи. Речь и мышление. Внутренняя речь. Историческое развитие речи. Этапы развития речи у детей. Эгоцентрическая речь. Развитие письменной речи. Речь и психические состояния. Культура речи и христианское учение о хранении языка. Безмолвие в традиции православного исихазма. |
Тема 11 |
Эмоциональные процессы (4-2 час.)
Психофизиологические механизмы эмоций. Эмоции, чувства, аффекты и страсти. Эмоциональные особенности личности. Развитие эмоциональных процессов в онтогенезе. Христианское учение о чувствованиях. Основные виды религиозных чувств: вера, надежда, любовь, смирение, благоговение, восхищение, почтение, благодарность, преданность, почитание, ревность, радость, страх Божий и др. Отрицательные проявления религиозных чувств: суеверие, фанатизм, исступление. Христианское учение о совести. |
Тема 12 |
Волевые процессы (4-2 час.)
Основные теории воли. Воля и волевое усилие. Волевые качества личности. Психопатология воли. Воля, мотивы и мотивация. Закон оптимума мотивации. Развитие воли у детей. Христианское учение о свободе воли. Свобода и спасение. Свобода воли и послушание. Свобода человека и свобода Бога. |
Тема 13 |
Психические состояния (8-4 час.)
Основные принципы классификации психических состояний. Качественные и количественные характеристики психических состояний. Бодрствование и сон. Сон и сновидения. Настроения. Измененные состояния сознания. Христианское учение о состояниях души. Греховные, природные и благодатные состояния. Лестница духовно-психических состояний. Православное учение о прелести. |
Тема 14 |
Элементы психологической антропологии (6-2 час.)
Системный и комплексный подход к человеку. О проблемах современного человекознания. Человек, как индивидуум. Основные уровни анализа индивидуума: биологический, психический, социальный, культурный. Основные модусы индивидуума: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Индивид, как биологический модус человека. Биологический возраст человека. Онтогенез и индивидуумогенез. Христианское учение о грехопадении и спасении человека. Обращение, возрождение и обожение человека. |
Тема 15 |
Субъект (4-2 час.)
Философское и общепсихологическое понятие субъекта. Субъект деятельности. Общая структура субъекта. Субъект, как носитель психики. Субъектогенез. Психический возраст человека. |
Тема 16 |
Личность (6-3 час.)
Общепсихологическое понятие личности. Личность, как носитель сознания. Направленность личности. Интересы и идеалы личности. Способности, темперамент, характер. Самосознание личности. Жизненный путь личности. Личностный возраст человека. Христианское учение о личности (ипостаси). Бог, как Личность. Личность и безличие. |
Тема 17 |
Индивидуальность (4-2 час.)
Философское и общепсихологическое представление о индивидуальности. Многообразие подходов к индивидуальности. Индивидуальность, как своеобразие и неповторимость. Индивидуальность, как носитель культуры. Культурный возраст человека. Индивидуальная история; индивидуализм. Гениальность и святость. |
Тема 18 |
Современные проблемы общей психологии (4-2 час.)
Развитие современной психологии (западной о отечественной) с общепсихологической точки зрения. Возможность и необходимость возвращения к учению о душе современной русской психологии. Возможные пути и методы этого возвращения, возникающие при этом проблемы. |
Заключение |
(1 час) Подведение итогов курса. Современная психология и соблазн мистики и оккультизма. Психология и христианство: сотрудничество или конфронтация? |
Практика |
(2 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов. |
Общий объем курса – 96 часов, 48 спаренных лекций (укороченный вариант – 48 часов, 24 спаренных лекций).
Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог.
Материал по темам 4, 13, 15, 18 и литература по курсу представлены в авторской монографиях "Психология и религия" (СПб.: Алетейя, 2002), "Психология религии" (СПб.: Речь, 2009). Остальные темы рассмотрены, с христианской точки зрения, в книге "Основы христианской антропологии и психологии" (СПб.: Речь, 2007).
Последнее обновление файла: 04.10.2017.