. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПРОГРАММЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: мировоззренческие, антропологические и психологические аспекты

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Зенько Ю. М.

    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ:
    мировоззренческие, антропологические и психологические аспекты

    ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

     

    Введение

    (2 часа) Общий план курса; индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций (для самостоятельной работы над рефератами); методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий.

    Тема 1

    Мировые религии в контексте мировоззренческой типологии (2 ч.)

    Общая структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений: атеизм, материализм, пантеизм, деизм, политеизм, монотеизм. Краткая характеристика каждого из типов мировоззрения, их разновидности. Буддистский политеизм. Исламский монотеизм. Монотеизм и христианское учение о Св. Троице.

    Тема 2

    Христианство (8 часов)

    Христианское мировоззрение о Боге, мире и человеке. Бог как творец мира и человека. Христианская космология: концепция сотворения мира Богом "из ничего". Христианская антропология: человек как образ Божий. Библейское и святоотеческое учение о человеке. Анализ первоисточников – Ветхий и Новый завет (в русском переводе с некоторыми древнееврейскими и древнегреческими параллелями). Основные христианские конфессии: католицизм, протестантизм, православие, старообрядчество. Внутренние богословские и антропологические особенности христианских конфессий. Некоторые неадекватные стереотипы в восприятии христианского вероучения.

    Тема 3

    Ислам (5 часов)

    Основные и дополнительные направления в исламе: сунниты и шииты; мутазилиты, ханифиты, шафииты, маликиты и ханбалиты; ваххабизм, бабизм и бахаизм; шииты, исмаилиты, карматы, ассасины, друзы. Мистическое направление в исламе – суфизм. Исламское учение о Боге, мире и человеке. Свойства, качества и имена Аллаха. Аллах как творец неба, земли и человека. Отсутствие библейской идеи о сотворении человека по образу Божию. Взаимная критика ислама и христианства. Анализ первоисточников – Коран (в русском переводе).

    Тема 4

    Буддизм (5 часов)

    Буддистское учение о мире, человеке и первопричине мира. Мир как иллюзия, буддистское учение о дхармах. Учение о карме, освобождении, нирване и об отсутствии субстанционального "Я". Проблема первопричины мира в буддизме. Критика буддизма христианством. Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ламаизм. Чань- и дзен-буддизм и современный Запад. Анализ первоисточников – Сутры, Дхаммапада, Бардо Тодол (в русском переводе).

    Тема 5

    Мировые религии: сравнительный анализ (6 часов)

    Буддизм, христианство и ислам: конфронтация, индифферентизм или диалог? Христианство, ислам и буддизм на Западе. Россия в контексте взаимоотношений христианства, ислама и буддизма (ламаизма). Измененные состояния сознания в христианстве, исламе и буддизме. Буддистский имперсонализм и современные проблемы деперсонализации и дегуманизации.

    Заключение

    (2 часа) Подведение итогов курса. Проблемы и сложности в соотнесении мировых религий. Географические и геополитические аспекты мировых религий. Взаимоотношение мировых религий как основная проблема современности.

    Практика

    (2 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.

     

    Общий объем курса – 32 часа, 16 спаренных лекций.

    Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог.

     

     

    Литература

     

    Тема 1. Мировоззренческая типология.

    Боголюбов Н. Теизм и пантеизм. Нижний Новгород, 1899.

    Букина И. Н. Психология атеизма. Л.: Знание, 1975.

    Владимирский Ф. С. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Приложение: Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон, 1998, с.176-450.

    Владимирский Ф. Психология атеизма // Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с.29-33.

    Грот Н. Я. Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885.

    Гюйо М. Безверие будущего. СПб., 1908.

    Кудрявцев-Платонов В. Д. Чтения по философии религии // Его же. Сочинения. Т. 2. Вып. 3. Сергиев Посад, 1892, с.1-509.

    Михаил (Мудьюгин) архиеп. Введение в основное богословие. М.: Общедоступный Православный университет, 1995.

    Сильвестр (Малеванский) еп. Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности // Труды Киевской Духовной Академии. 1865, №№ 2, 8.

    Христианство, атеизм и современность. Сборник статей. 2-е изд. Париж, 1969.

     

    Тема 2. Христианство.

    Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета (любое синодальное издание).

     

    Алексий патр. Московский и Всея Руси. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, с.6-8.

    Антоний митр. Сурожский. Тело, дух, душа: целостность человеческой личности // Московский психотерапевтический журнал. 2002, № 2, с.113-121.

    Бочарев А. С., Чернышев А. В. Очерки современной церковной психологии. Иваново: Свет Православия, 2003.

    Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом. М., 1997, с.67-91.

    Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.

    Вадим Коржевский иерей. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной святоотеческой психологии. М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004.

    Владимирский Ф. С. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Приложение: Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон, 1998, с.176-450.

    Владимирский Ф. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев: Тип. Почаево-Успен. лавры, 1904.

    Вышеславцев Б. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Переселение душ. М., 1994, с.315-335 (Человек. 1993, № 2, с.80-96).

    Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер., прим. и послесл. В. М. Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995.

    Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992.

    Зенько Ю. М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб.: СПбАППО, 2005, с.105-110.

    Иванов Н. П. И сказал Бог...: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Христианская жизнь, 1997.

    Игнатий (Брянчанинов) свят. Слово о человеке. М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 (СПб., 1995).

    Кашменский Стефан прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865.

    Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950).

    Лоргус Андрей свящ. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. М.: Граф-пресс, 2003.

    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ", 1991.

    Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп. Дух, душа, тело. /М./, /1994/.

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. Пер. с греч. Почаев, 1905 (М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996).

    Несмелов В. И. Наука о человеке. 2-е изд. В 2-х т. Казань: Центр. типогр., 1898-1907 (переизд.: СПб., 2000; т. 1 – Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997, с.205-521; т. 2 – Там же. Т. 2. М., 1997, с.5-333).

    Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995.

    Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.

    Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Изд. "Христианская жизнь", 2004.

    Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.

    Русская религиозная антропология. Антология. Сост., общая ред., пред. и прим. Н. К. Гаврюшина. В 2-х т. М.: Моск. дух. акад., Моск. филос. фонд, 1997.

    Филарет митр. Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. 2002, № 1, с.118-126.

    Хоружий С. С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.

    Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб.: Речь, 2005.

     

    Тема 3. Ислам.

    Коран. Пер. и коммен. И. Ю. Крачковского. М., 1990.

    Аль-Хашими Мухаммад Али. Личность мусульманина, в том виде, который стремиться придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. 3-е изд. – М.: Рос. фонд "Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим", 2000.

    Ахметова Ш. Женщина в исламе // Земля сибирская, дальневосточная. 1992, № 7/8, с.44-45.

    Дроздов В. А. Исламский мистицизм и его влияние на население СНГ. СПб.: СПбГУ, 1995.

    Еремеев Д. Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.

    Ибн-Сина. О душе // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV веков. М., 1961, с.219-260.

    Ионова А. И. Концепция личности в современном исламе // Вестник РАН. 1993, № 1, с.18-61.

    Кирабаев Н. С. Проблема свободы воли в учении Аль-Газали // Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979, с.3-11.

    Климович Л. И. Ислам и женщина. М., 1958.

    Коблов Я. Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Казань, 1905.

    Остроумов Н. Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о кончине мира // Православный собеседник. 1871, № 2.

    Ошо /Бхагван Шри Раджниш/. Мудрость песков: Беседы о суфизме. В 2-х т. М., 1993.--

    Трименгем Д. С. Суфийские ордена в исламе. М., 1989.

    Смирнов Ф. Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда. Казань, 1893.

    Фирдуоси М. Секс и ислам. 2-е изд. Казань, 1993.

    Флорова Е. А. Человек – мир – Бог в средневековой исламской культуре // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.144-155.

    Шукуров Ш. Совершенный Человек и богочеловеческая идея в Исламе // Совершенный человек. Сборник. М., 1997, с.72-110.

     

    Тема 4. Буддизм.

    Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. с санскрит. К. Бальмонта. М.: Изд-во М. В. и С. В. Сабашниковых, 1913 (переизд.: М., 1990).

    Буддизм: Словарь. Под общей ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992.

    Дхаммапада. Перевод с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова. Ответственный редактор Ю. Н. Рерих. – М., 1960.

     

    Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 2-е изд. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989.

    Абаев Н. А., Нестеркин С. П. Человек и природа в чаньской (дзенской) культуре: некоторые философско-психологические аспекты взаимодействия // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983, с.57-72.

    Бежан С. свящ. Психология буддизма. Харьков, 1913 (Вера и разум. 1913).

    Введенский А. И. Буддийская нирвана. М., 1901.

    Говинда Лама. Психология раннего буддизма; Основы тибетского мистицизма. Пер. с англ. СПб., 1993.

    Дзен-буддизм. Сборник. Бишкек: Одиссей, 1993.

    Дзен-буддизм и психоанализ. Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

    Дюранов А. А. Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме. Автореф. дис. к. филос. н. Л., 1989.

    Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт. Руководство на основе "Тибетской книги мертвых". Пер. с англ. Львов-Киев: Инициатива, Вист-С, 1998.--

    Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.121-133.

    Михалев А. А. Отношение "мир – человек" в хинаяне и махаяне // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.134-143.

    Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. Пер. с англ. Томск: Водолей, 1993.

    Нурбахил Д. Психология суфизма. М., 1996.

    Ошо (Бхагван Шри Раджниш). Нирвана: последний кошмар. Беседы по притчам Дзен. Челябинск, 1994.--

    Ошо /Бхагван Шри Раджниш/. Психология эзотерического; Корни и крылья: Беседы о дзен. М., 1992.--

    Пятигорский А. М. Знак типа личности в буддийской психологии // Историко-филологические исследования. М., 1967, с.473-481.

    Пятигорский А. М. О психологическом содержании учения раннего буддизма // Труды по востоковедению. 1. Тарту, 1968, с.170-212.

    Самохвалова В. И. Дзенский психотренинг: механизмы перестройки сознания // Путь к себе. 1991, № 14.

    Сейфи Гудрат. Человек в религиозно-философском измерении. Восток-Запад: диалог культур. М.: Российское гуманистическое об-во, 2002.

    Солонин К. Ю. "Отсутствие мыслей" и чань-буддийское учение об уме // Метафизические исследования. Вып. 7. СПб., 1999, с.67-81.

    Судзуки Д. Основы дзен-буддизма // Дзен-буддизм. Бишкек, 1993, с.3-468.

    Торчинов Е. А. Разделы о хинаянской и махаянской философии в традиционном историко-философском трактате Цзун-ми "О началах человека" (Юань жэнь лунь) // Историко-философский ежегодник '89. М., 1989, с.140-152.

    Фромм Э., Судзуки Д. Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1997.

    Цзун-ми. О началах человека (Юань жэнь лунь). Разделы о Хинаяне и Махаяне // Историко-философский ежегодник '89. М., 1989, с.152-158.

    Штейнер Е. С. О личности, преимущественно в Японии и Китае, хотя, строго говоря, в Японии и Китае личности не было // Одиссей. 1990. М., 1990, с.38-47.

    Штейнер Р. Перевоплощение и карма // Его же. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997, с.63-68.--

    Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. В 2-х ч. СПб.: Аста-пресс ltd, 1995 (СПб., 1909).

    Эпитавела А. Ч. Космос, бог и человек в буддийской философии. Автореф. дис. к. филос. н. М., 1994.

    Юнг К. Г. Психологический комментарий к "Тибетской книге мертвых" // Тибетская книга мертвых. СПб., 1993, с.7-25.--

    Якоб-Гаврилова Е. Нирвана. Из области буддийской психологии. СПб., 1909.

     

    Тема 5. Сравнительный анализ.

    Берс А. А. Христианское вероучение и буддизм // Вера и разум. 1902, № 8.

    Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1986.

    Гусев А. Ф. Нравственный идеал буддизма в отношении к христианству. СПб., 1874.

    Забияко А. П. Психологические особенности восточных религий. М.: МГУ, 1989.

    Зенько Ю. М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002.

    Концевич И. М. Православие и буддизм // Христианство и индуизм. М., 1994, с.105-119.

    Корнилов М. Н. Проблема личности в Японии. М., 1983 (Японское общество и культура. Вып. 1).

    Красницкий И. Буддизм и христианство // Вера и разум. 1904, № 15-16; 1905, № 2,4-5,7,13; 1908, № 16-17,19,22-23; 1910, № 5-6.

    Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. М.: Гнозис, 1996.

    Лосский Н. О. Христианство и буддизм // Христианство и индуизм. М., 1994, с.25-64.

    Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994, с.18-228.

    Панфилова Т. В. Человек в мировоззрении Востока. М.: Знание, 1991.

    Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. Париж, 1935 (переизд.: М., 1994).

    Позднева С. П. Б.П. Вышеславцев о "потаенном сердце человека" в христианстве, индуизме и буддизме // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. Сборник. М., 1995, с.25-26.

    Сейфи Гудрат. Человек в религиозно-философском измерении. Восток-Запад: диалог культур. М.: Российское гуманистическое об-во, 2002.

    Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1997 (Orientalia).

    Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. 2-е изд., испр. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.

    Фрилинг Р. Христианство и ислам. Пер. с нем. М.: Энигма, 1997.--

    Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.--

     

     

    Последнее обновление файла: 04.10.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .