ЦЕНТР
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие..." (1 Кор. 1, 23) |
|
ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ В ЛИЦАХ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Общий объем курса – 32 часа, 16 спаренных лекций.Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог.
Литература
Тема 1. Мировоззренческая типология. Боголюбов Н. Теизм и пантеизм. Нижний Новгород, 1899.Букина И. Н. Психология атеизма. Л.: Знание, 1975. Владимирский Ф. С. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Приложение: Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон, 1998, с.176-450. Владимирский Ф. Психология атеизма // Его же. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев, 1904, с.29-33. Грот Н. Я. Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885. Гюйо М. Безверие будущего. СПб., 1908. Кудрявцев-Платонов В. Д. Чтения по философии религии // Его же. Сочинения. Т. 2. Вып. 3. Сергиев Посад, 1892, с.1-509. Михаил (Мудьюгин) архиеп. Введение в основное богословие. М.: Общедоступный Православный университет, 1995. Сильвестр (Малеванский) еп. Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности // Труды Киевской Духовной Академии. 1865, №№ 2, 8. Христианство, атеизм и современность. Сборник статей. 2-е изд. Париж, 1969.
Тема 2. Христианство. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета (любое синодальное издание).
Алексий патр. Московский и Всея Руси. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, с.6-8.Антоний митр. Сурожский. Тело, дух, душа: целостность человеческой личности // Московский психотерапевтический журнал. 2002, № 2, с.113-121. Бочарев А. С., Чернышев А. В. Очерки современной церковной психологии. Иваново: Свет Православия, 2003. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом. М., 1997, с.67-91. Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169. Вадим Коржевский иерей. Пропедевтика аскетики. Компендиум по православной святоотеческой психологии. М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004. Владимирский Ф. С. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Приложение: Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон, 1998, с.176-450. Владимирский Ф. Психологическое доказательство бытия Божия. Почаев: Тип. Почаево-Успен. лавры, 1904. Вышеславцев Б. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Переселение душ. М., 1994, с.315-335 (Человек. 1993, № 2, с.80-96). Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер., прим. и послесл. В. М. Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992. Зенько Ю. М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб.: СПбАППО, 2005, с.105-110. Иванов Н. П. И сказал Бог...: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Христианская жизнь, 1997. Игнатий (Брянчанинов) свят. Слово о человеке. М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 (СПб., 1995). Кашменский Стефан прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865. Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950). Лоргус Андрей свящ. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. М.: Граф-пресс, 2003. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ", 1991. Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп. Дух, душа, тело. /М./, /1994/. Немезий еп. Емесский. О природе человека. Пер. с греч. Почаев, 1905 (М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996). Несмелов В. И. Наука о человеке. 2-е изд. В 2-х т. Казань: Центр. типогр., 1898-1907 (переизд.: СПб., 2000; т. 1 – Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997, с.205-521; т. 2 – Там же. Т. 2. М., 1997, с.5-333). Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995. Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Изд. "Христианская жизнь", 2004. Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997. Русская религиозная антропология. Антология. Сост., общая ред., пред. и прим. Н. К. Гаврюшина. В 2-х т. М.: Моск. дух. акад., Моск. филос. фонд, 1997. Филарет митр. Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. 2002, № 1, с.118-126. Хоружий С. С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб.: Речь, 2005.
Тема 3. Ислам. Коран. Пер. и коммен. И. Ю. Крачковского. М., 1990. Аль-Хашими Мухаммад Али. Личность мусульманина, в том виде, который стремиться придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. 3-е изд. – М.: Рос. фонд "Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим", 2000. Ахметова Ш. Женщина в исламе // Земля сибирская, дальневосточная. 1992, № 7/8, с.44-45. Дроздов В. А. Исламский мистицизм и его влияние на население СНГ. СПб.: СПбГУ, 1995. Еремеев Д. Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. Ибн-Сина. О душе // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV веков. М., 1961, с.219-260. Ионова А. И. Концепция личности в современном исламе // Вестник РАН. 1993, № 1, с.18-61. Кирабаев Н. С. Проблема свободы воли в учении Аль-Газали // Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979, с.3-11. Климович Л. И. Ислам и женщина. М., 1958. Коблов Я. Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Казань, 1905. Остроумов Н. Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о кончине мира // Православный собеседник. 1871, № 2. Ошо /Бхагван Шри Раджниш/. Мудрость песков: Беседы о суфизме. В 2-х т. М., 1993.-- Трименгем Д. С. Суфийские ордена в исламе. М., 1989. Смирнов Ф. Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда. Казань, 1893. Фирдуоси М. Секс и ислам. 2-е изд. Казань, 1993. Флорова Е. А. Человек – мир – Бог в средневековой исламской культуре // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.144-155. Шукуров Ш. Совершенный Человек и богочеловеческая идея в Исламе // Совершенный человек. Сборник. М., 1997, с.72-110.
Тема 4. Буддизм. Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. с санскрит. К. Бальмонта. М.: Изд-во М. В. и С. В. Сабашниковых, 1913 (переизд.: М., 1990).Буддизм: Словарь. Под общей ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992. Дхаммапада. Перевод с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова. Ответственный редактор Ю. Н. Рерих. – М., 1960.
Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 2-е изд. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989.Абаев Н. А., Нестеркин С. П. Человек и природа в чаньской (дзенской) культуре: некоторые философско-психологические аспекты взаимодействия // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983, с.57-72. Бежан С. свящ. Психология буддизма. Харьков, 1913 (Вера и разум. 1913). Введенский А. И. Буддийская нирвана. М., 1901. Говинда Лама. Психология раннего буддизма; Основы тибетского мистицизма. Пер. с англ. СПб., 1993. Дзен-буддизм. Сборник. Бишкек: Одиссей, 1993. Дзен-буддизм и психоанализ. Пер. с англ. М.: Медиум, 1995. Дюранов А. А. Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме. Автореф. дис. к. филос. н. Л., 1989. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт. Руководство на основе "Тибетской книги мертвых". Пер. с англ. Львов-Киев: Инициатива, Вист-С, 1998.-- Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.121-133. Михалев А. А. Отношение "мир – человек" в хинаяне и махаяне // Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с.134-143. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. Пер. с англ. Томск: Водолей, 1993. Нурбахил Д. Психология суфизма. М., 1996. Ошо (Бхагван Шри Раджниш). Нирвана: последний кошмар. Беседы по притчам Дзен. Челябинск, 1994.-- Ошо /Бхагван Шри Раджниш/. Психология эзотерического; Корни и крылья: Беседы о дзен. М., 1992.-- Пятигорский А. М. Знак типа личности в буддийской психологии // Историко-филологические исследования. М., 1967, с.473-481. Пятигорский А. М. О психологическом содержании учения раннего буддизма // Труды по востоковедению. 1. Тарту, 1968, с.170-212. Самохвалова В. И. Дзенский психотренинг: механизмы перестройки сознания // Путь к себе. 1991, № 14. Сейфи Гудрат. Человек в религиозно-философском измерении. Восток-Запад: диалог культур. М.: Российское гуманистическое об-во, 2002. Солонин К. Ю. "Отсутствие мыслей" и чань-буддийское учение об уме // Метафизические исследования. Вып. 7. СПб., 1999, с.67-81. Судзуки Д. Основы дзен-буддизма // Дзен-буддизм. Бишкек, 1993, с.3-468. Торчинов Е. А. Разделы о хинаянской и махаянской философии в традиционном историко-философском трактате Цзун-ми "О началах человека" (Юань жэнь лунь) // Историко-философский ежегодник '89. М., 1989, с.140-152. Фромм Э., Судзуки Д. Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1997. Цзун-ми. О началах человека (Юань жэнь лунь). Разделы о Хинаяне и Махаяне // Историко-философский ежегодник '89. М., 1989, с.152-158. Штейнер Е. С. О личности, преимущественно в Японии и Китае, хотя, строго говоря, в Японии и Китае личности не было // Одиссей. 1990. М., 1990, с.38-47. Штейнер Р. Перевоплощение и карма // Его же. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997, с.63-68.-- Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. В 2-х ч. СПб.: Аста-пресс ltd, 1995 (СПб., 1909). Эпитавела А. Ч. Космос, бог и человек в буддийской философии. Автореф. дис. к. филос. н. М., 1994. Юнг К. Г. Психологический комментарий к "Тибетской книге мертвых" // Тибетская книга мертвых. СПб., 1993, с.7-25.-- Якоб-Гаврилова Е. Нирвана. Из области буддийской психологии. СПб., 1909.
Тема 5. Сравнительный анализ. Берс А. А. Христианское вероучение и буддизм // Вера и разум. 1902, № 8.Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1986. Гусев А. Ф. Нравственный идеал буддизма в отношении к христианству. СПб., 1874. Забияко А. П. Психологические особенности восточных религий. М.: МГУ, 1989. Зенько Ю. М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002. Концевич И. М. Православие и буддизм // Христианство и индуизм. М., 1994, с.105-119. Корнилов М. Н. Проблема личности в Японии. М., 1983 (Японское общество и культура. Вып. 1). Красницкий И. Буддизм и христианство // Вера и разум. 1904, № 15-16; 1905, № 2,4-5,7,13; 1908, № 16-17,19,22-23; 1910, № 5-6. Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. М.: Гнозис, 1996. Лосский Н. О. Христианство и буддизм // Христианство и индуизм. М., 1994, с.25-64. Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994, с.18-228. Панфилова Т. В. Человек в мировоззрении Востока. М.: Знание, 1991. Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. Париж, 1935 (переизд.: М., 1994). Позднева С. П. Б.П. Вышеславцев о "потаенном сердце человека" в христианстве, индуизме и буддизме // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. Сборник. М., 1995, с.25-26. Сейфи Гудрат. Человек в религиозно-философском измерении. Восток-Запад: диалог культур. М.: Российское гуманистическое об-во, 2002. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1997 (Orientalia). Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. 2-е изд., испр. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. Фрилинг Р. Христианство и ислам. Пер. с нем. М.: Энигма, 1997.-- Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.--
Последнее обновление файла: 04.10.2017.
(код баннера)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||