(СПб.: Речь, 2007. – 912 с.)
Антропология, как универсальная наука о человеке, стала в настоящее время востребованной во всех сферах деятельности, связанной с человеческим фактором. Теория вероятности, на которой основывается большинство естественных наук, оказалась недостаточной в области практической деятельности человека. Классический тому пример – взрыв Чернобыльской АС. Вероятность взрыва, рассчитанная учеными – физиками, составляла одну миллионную часть процента. Взрыв произошел по причине невероятного сочетания двадцати четырех параметров, связанных с решением человека. Серьезным ученым стало очевидным, что без освоения антропологических наук, дальнейшее развитие технической цивилизации погубит все человечество.
Книга, предложенная Юрием Михайловичем Зенько, является серьезным исследованием работ в этом направлении. Основными достоинствами книги следует признать ее многогранность, литературную открытость и историчность в области христианской антропологии. Это, прежде всего, серьезное справочное пособие.
Приятно то, что автор, будучи православным мирянином, “не убоялся высот премудрости духовной”, и подошел к Православному наследию святых отцов как к источнику всякой истинной учености.
Можно ли судить о человеке, с некой “объективной”, “нейтральной” точки зрения? Существует ли она? Ведь такая позиция должна быть в равной мере чуждой, равноудаленной, от всех иных точек зрения. Не есть ли такая “объективность” безразличием и непониманием того, о чем ведется речь? Схоластика и родилась из таких вот “наук ради наук”. “Объективность вовсе не состоит в том, чтобы ставить себя вне данного объекта, а наоборот, в том, чтобы рассматривать объект в нем и через него” (В.Н.Лосский “Очерки мистического богословия”. 1991, стр.12).
Научный профессионализм, безусловно, требует глубокого знания предмета изложения. Кто может в познании человека быть большим “профессионалом”, выше святых отцов, если Бог являет Себя во святых Своих?
Научное познание всегда представляет собой познание частичное. Об этом никогда не следует забывать. Это плод работы нашего рассудка. “Наука – вершина работы рассудка” – пишет святитель Феофан Затворник (Говоров). Рассудок – всего лишь одна из способностей человека, принадлежащая душе.
Почему ап. Павел, выступая перед афинскими мудрецами, не был понят? На этот вопрос архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) отвечает так: “основная причина того, что греки не могли понять апостола Павла, состояла в том, что они говорили на разных антропологических языках, движение их мысли происходило как бы в разных системах координат”.
В настоящее время антропология входит в моду, и много книг появляется на эту тему. Но современные ученые, педагоги, социологи и православные святые отцы говорят на разных антропологических языках.
Для того чтобы не нарушалась связь времен, и движение мыслей наших современников происходило в системе координат святых отцов, и нужна книга Юрия Михайловича Зенько. Книга вышла очень своевременно и дает новые возможности для развития всех наук, связанных с человеком. Она, безусловно, займет подобающее ей место в истории антропологии.