ХРИСТИАНСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
В ЛИЦАХ
ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И РАБОТЫ
С ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА
ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
Санкт-Петербург 2009
Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник. Сост. и ред. Ю. М. Зенько. – СПб.: Речь, 2009. – 192 с.
В первом в своем роде библиографическом справочнике, посвященном христианской антропологии и психологии, собраны работы около 900 авторов, начиная с древнехристианского периода и до настоящего времени. Приведены описания произведений православных, католических и протестантских авторов (преимущественно в русском переводе), а также научных и критических (светских) работ. В приложении помещена библиография отечественных и зарубежных авторов, писавших о библейской антропологии и психологии. Имеющиеся именной и предметный указатели позволят быстро и эффективно находить нужные персоналии и темы.
Справочник предназначен для всех интересующихся христианством, его антропологическими и психологическими аспектами.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПЕРИОД ДО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ
КАТОЛИЧЕСКИЕ АВТОРЫ С XI В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
ПРОТЕСТАНТСКИЕ АВТОРЫ С XVI В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОРЫ С XI ПО XVIII ВВ.
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОРЫ И ПИСАТЕЛИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (XIX В. – ПЕРВ. ПОЛ. XX В.)
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В. И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОРЫ)
НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ: БИБЛЕЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время можно наблюдать наличие глубокого и постоянного интереса к христианской антропологии и психологии. И это, конечно же, не случайно: с одной стороны, к этим темам обращаются читатели и писатели христиане, чтобы углубить и расширить свое знание христианства, с другой стороны, эти же темы не менее важны и интересны для ученых самых разных специальностей: психологов, философов, культурологов, антропологов и т. д. (которые после идеологического засилья советского времени получили наконец возможность объективного и непредвзятого отношения к религии – не только как к "опиуму для народа").
Безусловно, все это можно только приветствовать, но и здесь возникают свои проблемы и сложности методического и методологического плана. Некоторые из них связаны с тем, что авторы просто не в курсе последних публикаций по данной проблеме или, наоборот, не учитывают работ дореволюционных авторов или древнехристианских писателей. В этих условиях, конечно же, особую актуальность приобретает углубленный библиографический, источниковедческий анализ, помочь которому и призван настоящий библиографический справочник (работа над которым длилась практически без перерывов последние десять лет и который включил в себя как новейшие исследования, так и основополагающие работы св. отцов христианской церкви).
При работе над данной библиографией мы придерживались следующих основных принципов: 1) персонального подхода: когда воедино собраны и все произведения автора, и работы о нем – это позволяет увидеть и оценить творчество каждого автора целостно и непредвзято; 2) полноты: по мере возможности мы старались учитывать работы не только современных писателей, но и дореволюционных авторов, работы которых замалчивались в советское время по чисто идеологическим причинам, и, в не меньшей степени, авторов русского зарубежья; кроме того, особое внимание мы уделили древнехристианским и святоотеческим работам, поскольку они являются авторитетным фундаментом для всех христиан (общее количество авторов составило около 900 человек); 3) конфессиональной и исторической классификации: сегодня многие авторы открыто позиционируют свою принадлежность к какой-нибудь христианской конфессии и эту их позицию, конечно же, нужно уважать и учитывать, что мы и делаем, помещая их работы в соответствующую рубрику (православных, католических или протестантских авторов); кроме того, нужно учитывать и позицию тех авторов, которые не являются христианами, или не считают нужным открыто заявлять об этом в силу специфики их работ (диссертационные исследования и научные публикации) – эти произведения помещены в отдельную рубрику "Научные и критические работы"; в плане исторической классификации были выделены следующие периоды: период до разделения церквей (до XI в.), с XI в. католические и православные авторы помещены отдельными рубриками (к ним добавилась еще рубрика авторов-протестантов с зарождения протестантизма в XVI в.); дополнительно выделены две рубрики православных авторов: во-первых, отечественных, дореволюционных писателей и авторов русского зарубежья, куда по необходимости попали многие видные деятели русской культуры, не согласные с политикой установившейся советской власти (по времени это XIX в. и первая половина XX в.), во-вторых, многочисленных современных авторов, являющихся специалистами разного профиля, но объединенных общей мировоззренческой, православной позицией.
Мы не без сожаления отказались от добавления к персональной классификации также и классификации тематической, так как это увеличило бы в два раза объем настоящего издания (которое и так получилось не маленьким) – интересующиеся конкретными узкими темами могут воспользоваться имеющимся предметным указателем. Кроме того, желающие могут обратиться к систематическому библиографическому справочнику, также составленному нами, "Философская, психологическая и религиозная антропология" (готовится к изданию) – к разделам по христианской антропологии и психологии.
В приложение, в силу особой важности этой темы, помещена библиография по библейской антропологии и психологии, которая, безусловно, принципиально важна как для христиан всех конфессий, так и для научных специалистов, занимающихся изучением этой тематики.
Несколько технических замечаний:
– мы старались приводить точное библиографическое описание каждой работы – в том виде, как она была опубликована; но в работах дореволюционных авторов нередко бывает пропущено отчество автора, иногда – издательство или место издания, поэтому в случае необходимости мы приводим эти данные, но помещая их в прямые скобки – "//"); это же делается и при расшифровки псевдонимов авторов;
– при описании работ католических или православных церковнослужителей существует следующая специфика: к концу жизни они нередко имели высокие церковные саны, но публиковались, естественно, еще тогда, когда были в других санах; все это в точности и отражено в библиографическом описании каждой отдельной работы, но в персональном описании автора указан именно его последний сан, которым его теперь только и правильно именовать;
– о последовательности в наименовании служителей и священнослужителей Русской православной церкви, которой мы придерживались при составлении данного справочника; авторов, имеющих сан архимандрита, епископа, архиепископа, митрополита, патриарха, и всех монашествующих мы располагали по именам, а потом, в случае необходимости, по фамилиям; священников, протоиереев и диаконов – сначала по фамилиям, а потом по именам; с церковной точки зрения все-таки правильнее и последних в первую очередь называть по имени, но исторически сложилось обратное, при этом не только в советское время, но и до революции – так что в целях унификации библиографии мы и придерживаемся этого принципа;
– со временем мы предполагаем увеличить количество персоналий, сделать более подробным их описание; особенно для современных авторов хорошо было бы указать их образование, место работы, научные степени и звания; понятно, что это достаточно большая и кропотливая работа, поэтому мы обращаемся с просьбой к самим авторам: присылайте материалы о себе и они будут гарантированно включены в настоящую библиографию;
– кроме того, те авторы, которые вообще не обнаружили своих работ в данной библиографии, конечно же могут исправить это досадное упущение; для этого нужно только прислать нам библиографию своих работ (и краткие сведения о себе – см. выше); но при этом желательно, чтобы библиографическое описание работ было максимально полным (с указанием номеров страниц при описании статей, издательств – при описании монографий и сборников и т. д.) и было бы представлено в том же самом стиле оформления, который использован у нас (чтобы было проще и быстрее их вставлять в общую библиографию).
В качестве приятной обязанности хочу выразить благодарность всем тем, кто помогал мне в составлении этой библиографии – кто через библиографические ссылки в своих трудах, кто непосредственно в личном общении: свящ. Алексию Мороз, Александру Антоневич, Борису Сергеевичу Братусю, Ларисе Георгиевне Брылевой, свящ. Вадиму Коржевскому, Сергею Анатольевичу Грибу, Борису Георгиевичу Дверницкому, Алексею Михайловичу Двойнину, свящ. Владимиру Елисееву, Александру Александровичу Ермичеву, архим. Ианнуарию (Ивлиеву), прот. Николаю Киму, свящ. Олегу Климкову, Вере Александровне Кольцовой, Андрею Лебедеву, Петру Юрьевичу Малкову, Денису Викторовичу Новикову, Наталье Румянцевой, Сергею Алевтиновичу Смирнову, Сергею Сергеевичу Хоружему, Владимиру Анатольевичу Цыганкову, Татьяне Витаутасовне Чумаковой, Сергею Анатольевичу Чурсанову, Ларисе Филипповне Шеховцовой, Татьяне Аркадьевне Ширяевой (извините, если кого-нибудь случайно забыл).
Зенько Юрий Михайлович 14 сентября 2008 г.
ПЕРИОД ДО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ
Августин блаж. († 430 г.)
- Августин Аврелий. Беседы души с Богом. – М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2002 (3-е изд. Сергиев Посад: Св.-Тр. Серг. лавра, 1900; 2-е изд. М.: Св.-Тр. Серг. лавра, 1883).
- Августин. Исповедь. – М.: Республика, 1992 (СПб.: Азбука, 1999; М.: Гендальф, 1992).
- Августин блаж. Исповедь // Его же. Творения. Т. 1. – СПб., Киев, 1998, с. 469-741.
- Августин блаж. К воздерживающимся от брачной жизни // Его же. Творения. М.: Паломник, 1997, с.112-120 (беседа 14).
- Августин. О бессмертии души // Его же. Творения. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1905, с. 299-326.
- Августин блаж. О бессмертии души // Его же. Творения. Т. 1. – СПб., Киев, 1998, с. 373-393.
- Августин блаж. О воскресении мертвых // Его же. Творения. – М.: Паломник, 1997, с. 170-220 (беседа 21, 22).
- Августин блаж. О книге Бытия // Его же. Творения. Т. 2. – СПб., Киев, 1998, с. 316-673. – О сотворении человека: Кн. 3, гл. 19-22; Кн. 6, гл. 1-3, 5, 7, 12-13, 19.
- Августин. О количестве души // Его же. Творения. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1905, с. 327-418.
- Августин блаж. О количестве души // Его же. Творения. Т. 1. – СПб., Киев, 1998, с. 183-264.
- Августин блаж. О любви // Его же. Творения. – М.: Паломник, 1997, с. 66-69 (беседа 10).
- Августин блаж. О пользе покаяния // Его же. Творения. – М.: Паломник, 1997, с. 70-107 (беседа 11, 12).
- Августин Аврелий. О свободе воли. Книга вторая // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. Т. 1. – СПб., 2001, с. 25-65.
- Августин блаж. О страхе Божием // Его же. Творения. – М.: Паломник, 1997, с. 50-54, 60-65 (беседа 7, 8).
- Августин Аврелий. О Троице. Вступ. статья и прим. А. А. Тащиана. – Краснодар: Глагол, 2004. – (Серия "Патристика. Тексты и исследования").
О нем:
- Баткин Л. М. "Не мечтайте о себе". О культурно-историческом смысле "я" в "Исповеди" бл. Августина. – М.: РГГУ, 1993.
- Гаджикурбанов Г. А.
Антропология Августина и античная философия. Автореф. канд. дис. – М., 1979.
Гарнцев М. А. Проблема самосознания у Декарта и Августина: опыт сравнительной характеристики // Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979, с. 11-23.
Гусев Д. В. Антропологические воззрения бл. Августина // Православный собеседник. 1874, № 7.
Евтухов И. О. Концепция человека в произведениях Аврелия Августина периода Тагаста (388-392) // Вестник Белорусского университета. 1989, № 2, с. 18-21.
Катанский А. Л. Учение о благодати Божией в творениях св. отцов и учителей Церкви до бл. Августина. – СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902 (Христианское чтение. 1900-1902).
Комлев З. В. Учение о свободе воли и предопределении в поздних работах блаж. Августина // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 2001. М., 2001, с. 67-74.
Кремлевский А. Первородный грех по учению бл. Августина // Христианское чтение. 1902, № 4, с. 525-552; № 5, с. 581-600; № 6, с. 725-756; № 7, с. 67-88; № 8, с. 145-172.
Лошаков Р. А. Отношение разума и веры в новоевропейской метафизике (Августин – Декарт – Паскаль). – Архангельск: Изд-во Помор. госуд. ун-та, 1999.
Макарова В. Л. О дифференциации религиозного опыта в теологии Бл. Августина // Человек в современных философских концепциях. Материалы Третьей Международной научной конференции. Ч. 2. – Волгоград, 2004, с. 252-255.
Никитин В. К антропологии блаженного Августина // Православное учение о человеке. Избранные статьи. – Москва-Клин, 2004, с. 44-61.
Писарев Л. Учение бл. Августина о человеке в его отношении к Богу. – Казань: Типо-литогр. Ун-та, 1894.
Попов И. В. Учение бл. Августина о познании души // Богословский вестник. 1916, № 3/4, с. 452-493.
Попов И. В. Экстаз и откровение в системе бл. Августина // В память столетия Московской духовной академии. Сб. Ч. 2. – М., 1915, с. 455-508.
Преображенская К. В. Мистические глубины человеческого духа в христианской антропологии. От Бл. Августина до Вл. Лосского // Философский век. Альманах. Вып. 22. Ч. 2. СПб., 2002, с. 355-358.
Рабинович В. Л. Танатология блаженного Августина, или исповедь у последней черты // Человек. 1990, № 5, с. 89-105.
Сергий архим. Учение бл. Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности // Чтение в ОЛДП. 1887, № 12, с. 431-492.
Сидоренко А. К. (прот. Алексий). Проблема человека в космологическом учении блаженного Августина // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии. Ч. 2. – Екатеринбург, 2002, с. 3-17.
Скворцов К. И. Августин Иппонийский как психолог. – Киев: Тип. Губерн. правл., 1870.
Скворцов К. И. Блаженный Августин как психолог <фрагменты> // Августин: pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – СПб., 2002, с. 20-89.
Уманская Т. А. Поиски знания и веры: Сравнительный анализ "Избавляющегося от заблуждения" аль-Газали и "Исповеди" Аврелия Августина // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. – Душанбе, 1983, с. 158-169.
КАТОЛИЧЕСКИЕ АВТОРЫ С XI В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Абеляр Петр (1079-1142)
- Абеляр Петр.
Этика, или познай самого себя // Человек. 1995, № 3, с. 54-67; № 4, с. 77-92; № 5, с. 89-107.
О нем:
- Орлов Анатолий прот. Сотериология Петра Абелярда (в связи с антропологическими его воззрениями) // Богословский вестник. 1916, № 3-6; 1917, № 1.
Ансельм Кентерберийский (1033/1034 – 1109)
- Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999.
- Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995.
О нем:
- Орлов А. П. Сотериология Ансельма Кэнтерберийского (в связи с антропологическими и христологическими его воззрениями). – Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1915.
Бальтазар Ханс Урс фон (1905-1988)
Бальтазар Урс фон. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник // Альфа и Омега. 1997, № 3(14); 1998, № 2(16).
Барбо Франческа Риветти
Барбо Франческа Риветти. Очерки философии человека. Пер. с англ. и итальян. – Гатчина: СЦДБ, 2003.
Браг Р.
Браг Р. Антропология смирения. Пер. с фр. // Вопросы философии. 1999, № 5, с. 99-113.
Вальверде Карлос
Вальверде К. Философская антропология. Пер. с исп. – М.: Христианская Россия, 2000.
Вивес Хуан Луис (1492-1540)
Вивес Хуан Луис. О душе и жизни // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. 2004, № 5, с. 343-363.
Гуардини Романо о. (1885-1968)
Гуардини Романо. Человек и вера. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1994.
Джуссани Луиджи (1922-2005)
Джуссани Луиджи. Можно ли жить так? Особый подход к христианскому существованию. Пер. с итал. – М.: Духовная библиотека, 2007.
Джуссани Луиджи. Религиозное чувство. Пер. с итал. – М.: Христианская Россия, 2000.
Джуссани Луиджи. Чувство Бога. Пер. с итал. – Милан-Москва: Христианская Россия, 1996.
Жильсон Этьен Анри (1884-1978)
Жильсон Э. Томизм: Введение в философию св. Фомы Аквинского. – СПб., 1999.
ПРОТЕСТАНТСКИЕ АВТОРЫ С XVI В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
- Адамс Джей Э. Учебник по христианскому душепопечению. Практика вразумляющего душепопечения. – Харьков, 2002.
- Аллен Ч. Исцеление души человеческой. – М.: Триада, 1999.
- Андерсон Нил, Майлендер Чарльз. Семейная жизнь во Христе. Пер. с англ. – СПб.: Кайрос, 2000.
Барт Карл (1886-1968)
- Барт Карл.
Христос и Адам. Человек и человечество в 5 главе Послания к Римлянам // Страницы. 1996, № 1, с. 4-24; № 2, с. 5-22.
Бачинин Владислав Аркадьевич
- Бачинин В. А. Желания и страсти в мистической антропологии Нила Сорского // Философия желания, – СПб., 2005, с. 116-119.
- Бачинин В. А. Малая христианская энциклопедия. Т. 3. Антропология. Психология. Этика – СПб.: Шандал, 2005.
Бёме Яков (1575-1624)
- Беме Я.
Аврора или Утренняя заря в восхождении. – М., 1914.
- Бёме Я. О тройственной жизни человека. – СПб.: Миръ, 2007.
- Беме Я. Christosophia, или Путь ко Христу. Пер. с нем. – СПб.: A-cad, 1994 (СПб., 1815).
О нем:
- Бердяев Н. Из этюдов о Я. Беме // Путь. № 21, апр. 1930, с. 34-62.
Бракел Вильгелмус а (1635-1711)
- Бракел Вильгельмус а.
Вера и ее отличительные признаки. Пер. с англ. – /Б. м./: Издание Братства Независимых Церквей и Миссий Евангельских Христиан-Баптистов Украины, 2000.
- Бракел Вильгелмус а. Оправдание. Пер. с англ. – /Б. м./: Издание Братства Независимых Церквей и Миссий Евангельских Христиан-Баптистов Украины, 2000.
- Бракел Вильгелмус а. Призвание и возрождение. Пер. с англ. – /Б. м./: Издание Братства Независимых Церквей и Миссий Евангельских Христиан-Баптистов Украины, 2000.
- Гассман Лотар. Человек – кто это? Концепция человека на протяжении трех тысячелетий. – Б. м. (Германия): Логос, 1998.
Гюйон Жанна Мария (1648-1717)
- Гюйон Ж.
Краткий и легчайший способ молиться, коим каждый легко может приобресть внутреннюю, сердечную Молитву и достигнуть чрез то высокого совершенства. 2-е изд. – СПб., 1822.
ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОРЫ С XI ПО XVIII ВВ.
Аничков Дмитрий Сергеевич (1733-1788)
- Аничков Д. С.
Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания. – М.: Тип. Моск. унив., 1769.
- Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. – М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с. 89-108).
- Аничков Д. С. Слово о превратных понятиях человеческих, происходящих от излишнего упования, возлагаемого на чувства. – М., 1779 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с. 109-121).
- Аничков Д. С. Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих. – [М.]: Унив. тип. Н. Новикова, 1783.
- Аничков Д. С. Слово... о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости божией, и что в нем ничего не бывает по случаю. – М.: /Б. и./, 1767.
О нем:
- Пенчко Н. Первый в России научный труд по истории религии и его загадочная судьба // Наука и жизнь. 1964. № 11. С. 89-94.
- Шахнович М. И. Д.С. Аничков – первый русский историк религии // Учен. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук. 1948. Вып. 2. № 109, с. 163-176.
Григорий Кипрский, патр. Константинопольский († 1290 г.)
- Григорий Кипрский. Похвальное слово святому Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому. Предисл., греч. текст и рус. пер. архим. Арсения. – М.: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1889.
О нем:
- Бибиков М. В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского: бедность, бедствие, болезнь // Византийский Вестник. 1995, т. 56 (81), с. 57-62.
Григорий Палама († 1359 г.)
- Григорий Палама. О молитве и чистоте сердца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 300-302.
- Григорий Палама. О страстях и добродетелях и о плодах умного делания // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 254-281.
- Григорий Палама. Слово о свойстве света, виденного апостолами на Фаворе // Журнал Московской патриархии. 1984, № 8, с. 35-36.
- Григорий Палама св. Три главы о молитве и чистоте сердца // Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003, с. 478-481 (приложение).
- Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. – М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках).
- Григорий Палама свят. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности. Пер. К. Михайлова // Альфа и Омега. 2000, № 4(26), с. 45-78.
О нем:
- Алексий (Дородницын) еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит) // Православный собеседник. 1906, № 1, с. 98-108, № 2, с. 224-240, № 3, с. 409-428, № 5, с. 120-141, № 7-8, с. 456-479 (Его же. Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1913, с. 3-140).
- Ильин В. Н. Несказанное в мистике и сияющий Фаворским светом образ молитвы в жизни и творениях святого Григория Паламы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1975, № 91-93, с. 193-203.
- Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950).
- Кононова Е. С. Концепция человека в религиозно-философской антропологии Григория Паламы. Автореф. дис. канд. филос. наук. – М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2000.
- Лосский В. Н. Богословие света в учении свт. Григория Паламы // Его же. Богословие и Боговидение. – М., 2000, с. 82-111 (переизд.: Журнал Московской Патриархии. 1968, № 3, с. 76-77).
- Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.
- Макаров Д. И. Место антропологических идей св. Григорий Паламы в контексте византийской гомилетики на праздник преображения (VII-XIV вв.) и в традиции афонского исихазма // Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000, с. 224-249.
- Макаров Д. И. Проблема человека в мировоззрении Григория Паламы // Античная древность и средние века. Вып. 28. – Екатеринбург, 1997, с. 79-92.
- Мочалов Е. В. Проблема человека в святоотеческом наследии // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия. – Н. Новгород, 2001, с. 210-219.
- Щипакина Л. А. Религиозное значение разума в полемических сочинениях Григория Паламы // Мордовский государственный педагогический институт. Филологические заметки. 1998. – Саранск, 1999, с. 132-135.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В. И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (православные авторы)
Абраменкова Вера Васильевна
Абраменкова В. В. Агиологическая психология: детская святость // Московский психотерапевтический журнал. 2005, № 3 (46), c.118-145.
Абраменкова В. В. Агиологическая психология детской святости // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2007, IV:1(4), с.33-57.
Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. 2005, № 1, с. 103-113.
В соавторстве:
Абраменкова В. В., Слободчиков В. И. Христианская антропология и современная психология // Вопросы психологии. 2001, № 2, с. 147-151.
Авдеев Дмитрий Александрович
Авдеев Д. А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения. – М.: Русскiй Хронографъ, 2000 (переизд.: М.: Русскiй Хронографъ, 2001).
Авдеев Д. А. Греховные недуги: пьянство, наркомания, курение. – М.: Русский Хронограф, 1999.
Авдеев Д. А. Духовная сущность психических расстройств. Размышления православного врача. – М.: Русский Хронограф, 1998.
Авдеев Д. А. Из дневника православного психиатра. – М., 1995.
Авдеев Д. А. О духовной сущности невроза: Размышления православного врача. – М., 1996.
Авдеев Д. А. Православная психиатрия. – М., 1997.
В соавторстве:
Авдеев Д. А., Невярович В. К. Нервность: ее духовные причины и проявления. – М.: Русский Хронограф, 1999.
Авдеев Д. А., Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия в психосоматике. – Чебоксары, 1993.
Валерий (Ларичев) игум., Авдеев Д. А., Невярович В. К. В плену греха: Душепопечение страждущих алкоголизмом и наркоманией. – М.: Русский Хронограф, 1991.
Аверинцев Сергей Сергеевич (1937-2004)
Аверинцев С. ΑΛΗΘΩΣ ΑΝΘΡΩΠΟΣ: воистину человек. Человеческая личность Христа как критерий и предмет человеческой рефлексии // Личность в Церкви и обществе. Сборник. – М., 2003, с. 33-42.
Аверинцев С. С. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи // Человек. 2004, № 4, с. 104-112 (Московский психотерапевтический журнал. 2004, № 4 (43), с. 34-43; Православная община. 1997, № 5, с. 82-99).
Александр Милеант еп. († 2004 г.)
Александр Милеант свящ. На пороге жизни и смерти: Православная точка зрения на свидетельства людей, переживших клиническую смерть. – СПб.: Сатис, 1997.
НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Адрианова-Перетц В. П.
- Адрианова-Перетц В. П. К вопросу об изображении "внутреннего человека" в русской литературе XI-XIV вв. // Вопросы изучения русской литературы XI-XX вв. – М.-Л., 1958, с. 15-24.
- Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 27. Л., 1972, с. 3-68.
Андреев Г. Л.
- Андреев Г. Л. Христианство и проблема свободы. – М.: Мысль, 1965.
Антоневич Александр Васильевич
- Антоневич А. В. Принцип индивидуальности в педагогике В.В. Зеньковского. Проблема индивидуальности и личности // Философия человека: образовательные и гуманитарные технологии. – СПб., 2008, с. 461-472.
Ашимбаева Наталья Туймебаевна
- Ашимбаева Н. Т. Сердце в произведениях Достоевского и библейская антропология // Достоевский и мировая культура: Альманах. Вып. 6. – СПб., 1996, с. 109-117.
Бандуровский Константин Владимирович
- Бандуровский К. В. "Душа есть форма тела" в версии Фомы Аквинского // Психология и философия: возвращение души. Сборник статей. – М., 2003, с. 60-75.
- Бандуровский К. В. Концепция бессмертия души в философии Фомы Аквинского и ее историко-философские истоки. Автореф. дис. канд. филос. наук. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.
- Бандуровский К. В. Критика монопсихизма в трактате "О единстве интеллекта, против аверроистов" Фомы Аквинского // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. 2001, № 4, с. 260-266.
Баткин Леонид Михайлович
- Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М.: Российский госуд. ун-т, 2000.
- Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М.: Наука, 1989.
- Баткин Л. М. "Не мечтайте о себе". О культурно-историческом смысле "я" в "Исповеди" бл. Августина. – М.: РГГУ, 1993.
Бибиков Михаил Вадимович
- Бибиков М. В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского: бедность, бедствие, болезнь // Византийский Вестник. 1995, т. 56 (81), с. 57-62.
Бирюкова Элеонора Алексеевна
- Бирюкова Э. А. Аскеза как путь духовного оздоровления человека в контексте православного исихазма // Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. – СПб., 2000, с. 186-192.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БИБЛЕЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
Антоний митр. Сурожский. "...Мужчину и женщину сотворил их" // Альфа и Омега. 2002, № 2(32), с. 5-14.
Апраксин С. А. Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. – Киев: Тип. Киево-Печ. Успен. лавры, 1907.
Беляев Иоанн прот. Учение св. Апостола Павла о вере. В 3-х ч. – М., 1900.
Богословский Н. Библейское учение о совести // Православный собеседник. 1903, № 10.
Богородский Я. К вопросу о библейской истории миротворения. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1890 (Православный собеседник. 1890).
Богородский Я. Начало мира и человека по первым страницам Библии. 2-е изд. – Казань: Центр. тип., 1909 (Казань: Центр. тип., 1906).
Богословский Н. Сердце и его значение в религиозно-нравственной жизни человека по учению Священного Писания // Вера и разум. 1910, № 3, с. 287-308.
Виссарион еп. Духовное обновление людей по пророчеству Исаии // Душеполезное чтение. 1901, № 1, с. 49-54.
Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
Воронцов А. А. Учение Библии о душе человека // Православный собеседник. 1900, № 7-8, с. 1-46, № 9, с. 47-48 (отд. изд.: Казань: Типо-лит. Импер. ун-та, 1900).
Галахов Иаков свящ. Библейский допотопный человек и дилювиальный человек науки. – Харьков: Тип. Губерн. правл., 1905.
Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании апостола Павла к Галатам. – М.: Изд-во Моск. подв. Свято-Троиц. Серг. Лавры, 1999 (переизд.: СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902).
Глубоковский Н. Н. Учение св. Апостола Павла о грехе, искуплении и оправдании // Христианское чтение. 1898, № 3, с. 301-343; № 4, с. 471-516; № 5, с. 629-666; № 6, с. 793-840.
Гумилевский Илия свящ. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. – Сергиев Посад, 1913.
Дворецкая М. Я. Реконструкция моделей психологической организации человека по текстам Ветхого и Нового Завета // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005, № 5 (12), с. 44-60.
Дворецкая М. Я. Типы психологической организации человека, воссозданные по текстам Библии // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. – СПб., 2005, с. 39-50.
Державин Димитрий диакон. Доблестная жена по изображению Соломона. Прит. 31, 10-32 // Душеполезное чтение. 1866, июль, с. 226-243; август, с. 273-293; сентябрь, с. 60-79; октябрь, с. 154-173; ноябрь, с. 263-274; 1867, январь, с. 71-93; февраль, с. 189-203.
Державин Димитрий диакон. Доблестная жена по Соломону. – М., 1868.
Журавский Алексей. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Страницы. 1996, № 3, с. 139-148.
Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. Вып. 4. – СПб., 2007, с. 140-146.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абеляр Петр 328-9
Абраменкова В. В. 1721-4
Абрамова Т. В. 1633
Августин (Никитин) архим. 1028
Августин Аврелий блаж. 1-36
Авдеев Д. А. 1725-33
Аверинцев С. С. 1734-5
Автократов С. П. 578-9
Адамс Джей Э. 415
Адрианова-Перетц В. П. 2446-7
Айвазов И. Г. 580-5, 1080
Айрапетьянц Э. Ш. 1572
Александр Милеант еп. (игум., свящ.) 1736
Алексий патр. Московский и Всея Руси 1737-8
Алексий (Аргентов) архим. 586
Алексий (Дородницын) архиеп. 227, 486, 499, 525, 587-96
Алексий (Кузнецов) иером. 598
Алексий (Алексей) Мечев св. 598
Аллен Ч. 416
Алфеев Павел (Иванович) прот. 599, 600
Амвросий (Ключарев) архиеп. 601-6
Амвросий Медиоланский 37-42
Амвросий Оптинский препод. /Амвросий (Гренков) иеросхим./ 607-11
Амфилохий еп. Иконийский 43-45
Амфилохий (Радович) митр. 1739
Ананьев Б. Г. 1581
Анастасий Синаит 46-50
Анатолий (Берестов) иером. 1740-4
Анвар Э. 408
Андерсон Нил 417
Андреев Г. Л. 2448
Андреев Федор прот. (свящ.) 613-7
Андроник (Трубачев) иером. 1634, 1745
Аникиев П. П. 281
Аничков Д. С. 471-7
Аничков-Платонов Иван свящ. 618, 610
Ансельм Кентерберийский 330-2
Антоневич А. В. 939, 2449
Антоний (Амфитеатров) архим. 620-4
Антоний (Блум) митр. Сурожский 1746-81, 2792
Антоний Великий 51-53
Антоний (Логинов) игум. 1057, 1782-4, 1936
Антоний (Храповицкий) митр. (архиеп., архим., иером.) 625-9
Апраксин С. А. 630, 631, 2793
Аристов Алексей свящ. 632
Арсений (Жадановский) еп. (архим.) 63 3-9
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
аверроисты 373, 380
антроподицея 1634, 1745
антропология 336, 488, 656, 659, 755, 1053, 1332, 1613, 1830-1, 1867, 1968, 2001, 2493, 2502, 2529, 2567, 2599, 2616
– библейская а. 1897, 1961-5, 2119, 2123, 2450, 2792-2852
– богословская а. 363
– католическая а. 328-414, 2474, 2697
– нравственная а. 986
– православная а. 931, 1256, 1925, 2002, 2007, 2088, 2176, 2354, 2491, 2611, 2662, 2736, 2747, 2761
– протестантская а. 417-470, 2480
– христианская а. 933, 940, 943, 946, 954, 1258, 1714, 1725, 1945, 1947, 1956, 2029, 2049, 2131, 2179, 2197, 2287, 2314, 2381, 2406, 2413, 2432, 2532, 2551-2, 2644, 2648-9, 2735
антропоцентризм 2781
апокатастасис 108, 699, 2087, 2277
аскетизм, аскеза 233, 630, 769, 916-8, 1358, 2006, 2024, 2344
астрология 509-10
атеизм, безбожие 660, 865
– психология а. 761
безбрачие 855, 891, 1498, 2843
безмолвие 497-8, 506
бесоодержимость 1098
бессмертие 288, 1005, 1407, 1619, 1697
– б. души 5, 6, 55, 91, 111, 356, 472, 806, 867, 893, 956, 958, 1019, 1021, 1035, 1088, 1158, 1285, 1292, 1301, 1645, 2722
благодарность 181, 1616
благодать 21, 204, 1050, 1903
блуд 93, 314
Боговоплощение 56, 60, 61, 165, 2574
Богопознание, познание Бога 55, 190, 226, 288, 767, 993, 1317, 1373, 2333, 2645
богослужение 548, 551, 599, 749, 852, 897, 1485
Богочеловек 1106, 1658
брак 4, 38, 156, 158, 315, 417, 600, 650-4, 752, 831, 835-7, 855, 891, 1110, 1202, 1233, 1240, 1333, 1349, 1508, 1517-8, 1560, 1735, 1773, 1812, 1944, 1970, 2033, 2084, 2229, 2234, 2322, 2657-8
– таинство б. 909, 1049, 1307, 1354, 1520, 1661
|