Лепёхин Николай Николаевич, руководитель направления Центра христианской психологии и антропологии "Психология и антропология развития и консультирования семьи", канд. психол. наук, препод. ф-та психологии СПбГУ.
Консультирую по вопросам: психологии отношений женщины и мужчины, семейных отношений, воспитания детей, межличностных и внутригрупповых конфликтов, разрешения личностных кризисов и проблем, преодоления игромании, интернет-зависимости и других зависимых состояний.
О себе
Родился в 1954 году в п. Вырица Ленинградской области. Работал строителем, слесарем-инструментальщиком. После службы в армии поступил на факультет психологии ЛГУ (СПбГУ). В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию «Возрастные особенности решения задач оценивания в условиях общения». В настоящее время – доцент факультета психологии СПбГУ специализации организационная психология, бизнес-тренер и консультант по развитию общения и лидерства, трансформации конфликтов, решению личных, семейных и организационных проблем. Разработал программы: «Эффективное взаимодействие», «Ценностное Лидерство», «Переговоры», «Анализ проблем и принятие решений», «Трансформация конфликтов и медиация». Автор книги «Переговорная деятельность: менеджмент, аналитика, коммуникация», 2014 г.
С 2015 года преподаю курс «Православное учение о семье» в Русской христианской гуманитарной академии, а также читаю лекции по психологии семьи на приходах.
С момента его основания я являюсь членом общества православных психологов Санкт-Петербурга, ныне Епархиального Общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника.
В 2015 выступал с докладом на V Всероссийском съезде православных врачей «Церковь и традиции русской медицины» с секционным докладом «Терапия семейных отношений».
В 2016 году на II Всероссийской научно-практической конференции: «Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии» представил доклад «Многообразие отношений любви и удовлетворенность браком в контексте жизненного цикла семьи: системный подход».
В 2016 году выступил с докладом «Православный подход к преодолению противоречий супружеской любви» на 7 Международной конференции по Православной психотерапии, г. Москва.
По проблемам консультирования супружеских пар и семей опубликованы работы, в которых я постарался выразить свой взгляд на проблемы семьи:
— Многообразие отношений любви и удовлетворенность браком в контексте жизненного цикла семьи: системный подход // Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии. Материалы Второй Всероссийской научно-практ. конференции. СПб., 2016, с. 89-106.
— Актуализация аттитюдов любви в контексте жизненного цикла супружества: системный подход // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015, № 4 (10).
— Дифференциация форм любви в консультировании супружеских пар. В кн.: Бехтерев и современная психология человечности: сборник статей V Международной научно-практической конференции.10 – 12 сентября 2015 г. – Казань: Отечество, 2015 С. 472-478.
— Кризисы развития супружеских отношений в жизненном цикле семьи. / В кн.: Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20–22 октября 2015 г. / отв. ред. В.М. Аллахвердов. – СПб.: СПбГУ. 2015. С. 310-311.
Являюсь членом Общества православных врачей г. Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), провожу семейные и индивидуальные консультации в Душепопечительском центре Общества православных врачей г. Санкт-Петербурга, читаю лекции по супружеским проблемам и проблемам воспитания на секции «Здоровая семья». В 2001 г. на расширенном заседании Общества православных врачей Санкт-Петербурга, посвященном критериям применимости психотерапевтических методов с позиции христианского учения о человеке, вопросам православной психологии и проблеме оккультного поражения выступал с докладом «Взгляд православного психолога на НЛП», где пришлось горячо дискутировать с позицией игумена Евмения, который настаивал на безусловном совпадении принципов пастырской терапии и НЛП.
Совместно с женой Надеждой Олеговной, убежденной сторонницей домашних родов, воспитываем 5 детей в возрасте от от 21 года до 9 лет, имеем Почетное звание Санкт-Петербурга «За заслуги в воспитании детей», 2013 г. Старшая дочь уже благополучно «выпорхнула из гнезда», младшая дочь изживает комплекс «любимчика», сыновья-подростки борются с искушениями социальных сетей и интернета. У меня есть еще две дочери от первого брака и двое внуков, с которыми наша семья поддерживает теплые отношения.
Наша семья является членами прихода Храма Тихвинской иконы Божией Матери, г. СПб, пр. Науки, дом 22, который скоро переедет во вновь построенный храм. По благословению настоятеля храма о. Евгения и при поддержке священников храма я осуществляю консультационную помощь прихожанам в сфере семейных проблем и проблем воспитания.
(Выступление на открытии Центра христианской психологии и антропологии)
Рабочее название моей темы: "Психология и антропология развития и консультирования семьи". Я сам занимаюсь семейным консультированием довольно давно. Работаю в душепопечительском центре Общества православных врачей. И постепенно у меня созрело понимание, которое в общем-то у медиков созрело давно. К нам приходят люди в состоянии, повреждённом грехом, и со множеством существующих проблем. То есть мы работаем там, где уже много сожжено. А вы понимаете, что проблема семьи в настоящее время – это огромное количество абортов, это провал демографии и т. д. Тогда возникает задача, чтобы наряду с консультированием и помощью заняться тем, что в медицине называют профилактикой. Приходят больные, а почему не приходят здоровые, чтобы понять, как строить семью, какая наука о семье существует, и существует ли она? Единой науки о семье нет. Поэтому я посмотрел, какие проблемы могут быть поставлены в просветительской работе. Прежде всего, это понимание семьи как живого организма, в котором присутствуют одновременно потребности и витальные, и душевно-психологические, и духовные. И понимание того, что без сплава, без синхронного взаимодействия этих потребностей семья как организм развиваться не может. Другой вопрос: должны ли эти структуры находиться в системном взаимодействии или они должны выстраиваться иерархически, но в любом случае необходима гармонизация этих сфер. Приходят же люди, которые в основном не понимают, что эти сферы должны находиться в гармонии. У меня вчера была женщина, которая так опекает своего внука, что, извините, буквально занимается православным террором – и при этом болеет сама и не понимает, что с ней происходит. И в связи с этим возникает и такая проблема. У нас есть понятие "домашняя церковь", но проработано оно очень слабо. Мы знаем, что об этом упоминается в Св. Писании, об этом писал свт. Иоанн Златоуст, прот. Глеб Каледа. Но практической реализации этого нет. И когда говорят об умалении роли мужчины в семье, тогда давайте выдвинем тезис о "домашнем священстве" – кто должен быть главой этой домашней церкви? И ещё одна такая очень злободневная проблема: противоречие между развитием индивидуальных потребностей в семье и развитие семьи как целого. Мы понимаем, что целью нашей христианской церковной жизни является наше личное спасение. Но с другой стороны, если я завтра уйду в монастырь, то что будет с семьей как целостностью? – Она рухнет!
Следующая группа проблем: это семья как организм, движущийся сквозь время. Ведь существует период зарождения этого организма, который реализуется через встречу молодых людей. Затем разворачивается медовый месяц. Затем проходят различные стадии развития, каждая из которых требует своего разрешения и решения своих сущностных проблем. Проблем христианской жизни: что важно на этом этапе развития семьи, а что важно на том этапе, когда появляются скорби, болезни, зависимости.
И последнее, о чём я хотел сказать, это разработка такого понятия, как смысл семьи, как способа существования человека, как школа любви. Младенец получает опыт любви, когда видит улыбающееся лицо матери. Со временем он научается эту любовь отдавать. Но этому надо учить, чтобы в семье формировался идеал любви, а не другие: стяжания, алчности, комфорта, гедонизма и всего остального, с чем мы боремся. Вот тогда семья станет столбовым путём спасения человеческой души.
Практическое консультирование, естественно должно быть поставлено не просто с точки зрения ликвидации негативных последствий, но и их профилактики и возрастания – возрастания и обретения способности к семейной жизни.
Материалы Лепёхина Николая Николаевича
на сайте Центра христианской психологии и антропологии
Лепёхин Н. Н. 1-ый семинар направления "Психология и антропология развития и консультирования семьи". Центр христианской психологии и антропологии. Санкт-Петербург. 12.12.2017. 46 мин. Просмотреть (760 Мб.); Прослушать (44 Мб.).
Лепехин Н. Н. Взгляд православного психолога на НЛП // Расширенное заседание Общества православных врачей Санкт-Петербурга 8-10 мая 2001 года. – СПб., 2001, с. 72-80. – Текст здесь.
Лепехин Н. Н. Устойчивость пары: мотивация сохранения отношений и преодоление разногласий // Современная христианская психология и антропология: актуальные вопросы. Материалы Всероссийской конференции. 20 октября 2022 г. СПб.: ЦХПА, 2022. С. 64-81. – Текст в формате pdf.
Лепёхин Н. Н. Устойчивость супружеской пары: обеспечение вневременной перспективы // Современная христианская психология и антропология: актуальные вопросы. Материалы Всероссийской конференции. 2 октября 2020 г. СПб.: ЦХПА, Контраст, 2020. С. 49-61. – Текст в формате pdf.
Электронный текст с сайта www.xpa-spb.ru.