. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Пимен (Хмелевской) архиеп. Снисходительность (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Пимен (Хмелевской) архиепископ

    Снисходительность

     

    Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

    Среди многих христианских добродетелей, возвышающих нашу душу и делающих ее более совершенной и чистой, есть одна, порою мало заметная, не бросающаяся в глаза при общем достаточно высоком духовном развитии того или другого благочестивого верующего человека. Эта добродетель – снисходительность. Снисходительность – это такое состояние человеческого сердца, когда человек и мог бы кому-либо из окружающих сделать замечание, поправить, даже сделать серьезное внушение, причем имея на то полное основание, но он этого замечания не делает исключительно из тех соображений, чтобы не обидеть человека, поступившего неправильно. Бывают случаи, когда иные люди очень болезненно воспринимают замечания и укоризны. К ним нужен особый подход с лаской, с любовью, с пониманием. Вот человек, намеревавшийся сделать такое замечание, и поступает снисходительно, дабы не сделать ближнему своему больно и дабы не создалась в нем мысль о горделивом превосходстве человека, делающего замечание. Такая сдержанность имеет большое значение еще и потому, что подобный поступок помогает сохранить среди людей единение и мир. Вот как пишет об этом святой апостол Павел в Послании к Ефесянам: "…Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4, 1–3).

    Снисходительность очень помогает нам прощать друг другу наши согрешения. Человек снисходительный старается не замечать своих достоинств и в то же время старается быть склонным к прощению обид, ему нанесенных. Святой апостол Павел так пишет об этом: "…Облекитесь… в милосердие,.. кротость… Снисходя друг другу и прощая взаимно… И да владычествует в сердцах ваших мир Божий…" (Кол. 3, 12, 13, 15).

    Святой апостол, будучи человеком высоко духовным, нравственно совершенным, в то же время сам подает христианам пример снисходительности, называя себя неразумным и побуждая христиан проявить снисходительность по отношению к нему: "О, если бы вы… были снисходительны к моему неразумию!".. (2 Кор. 11, 1).

    Для апостола Павла образец снисходительности видится в таком человеке, который снисходит даже к явно невежественным и заблуждающимся людям (Евр. 5, 2).

    Все мы знаем великую заповедь Христа Спасителя о любви к врагам. Знаем мы и то, как трудно выполнять эту заповедь. Однако человек, воспитавший в себе добродетель снисходительности, значительно легче подходит к исполнению этой заповеди о любви к врагам. От мягкости, от снисходительности к грешнику один шаг до снисходительности к врагу. А где родилась снисходительность, там недалеко до рождения любви.

    Таким образом, снисходительность – это наша духовная опора на пути к развитию в себе всеобъемлющей великой силы – христианской любви.

    Конечно, на пути к воспитанию в себе снисходительности к людям, как и на пути к достижению многих добродетелей, стоят различные препятствия: это и наше предшествующее нерасположение к человеку, требующему снисхождения; это и наше неумение подавить в себе так и рвущееся наружу превосходство; это и лукавые мысли о том, что кто-то должен сделать замечание грешнику. Однако все эти трудности легко преодолеть с Божией помощью, если всегда помнить, что в основе всех наших отношений к людям должна лежать любовь.

    Пусть тот, к кому нас не тянет быть снисходительным, известен ранее, как человек дурной, нехороший. Но любовь Христова все зовет к совершенству. Вчера был плохим, сегодня будет хорошим. Проявим к нему снисходительность.

    Пусть наш ум подсказывает нам о нашем якобы превосходстве над тем, к кому надо иметь снисхождение. Подавим в себе это горделивое чувство и проявим снисходительность. Пусть наша мысль твердит, что надо наставлять, учить грешника, а не снисходить к его несовершенствам. Да, надо учить. Вот и проявим к нему снисходительность, мягко, ласково указав на его ошибки. И противоречие будет устранено; и снисходительность проявили, и духовно наставили заблуждающегося.

    И еще будем всегда помнить, что в христианской жизни над всем царствует благодать Божия. Она и поможет нам быть снисходительными к людям. А Господь, видящий в тайне наши духовные устремления, несомненно благословит течение нашей душевной брани, ибо Он Сам для нас высший пример снисходительности к людям.

    Аминь.

     

     

    Издание:

    Пимен (Хмелевской) архиеп. Снисходительность // Его же. Всегда с Богом. – Саратов: Летопись, 2000.

     

    Первоначальный файл с сайта golden-ship.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.02.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .