. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Филимонов Сергий свящ. Душепопечительский центр Общества православных врачей Санкт-Петербурга (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Филимонов Сергий свящ.

    Душепопечительский центр Общества православных врачей Санкт-Петербурга

     

    По инициативе Общества православных врачей в феврале 2000 г. был создан второй в России по счету ДПЦ. При его создании были определены следующие направления деятельности: помощь оккультнопораженным, наркозависимым, страдающим от недуга винопития, пострадавшим от тоталитарных сект, консультативно-диагностическая и психологическая помощь церковно-священнослужителям и прихожанам православных храмов по вопросам соматических и психических заболеваний, диспетчерская информационно-справочная служба. В последнее время отмечается значительный рост числа пациентов, желающих лечиться у православных врачей и получить информацию от православных врачей об их отношении к некоторым лекарствам, нетрадиционным методам лечения, фитотерапии, гомеопатии и т.д. Прием больных ведется благотворительно – на пожертвования.

    Штатная структура представлена: руководителем – священником – 1 ст., главным врачом – 1 ст., врачом-регистратором – 1 ст., педагогом-психологом курсов катехизации пациентов – 2 ст., сестрой-регистратором – 1 ст., диспетчерами – 4 ст.

    Для того чтобы получить консультацию или помощь православного врача, пациент, как правило, обращается в диспетчерскую ДПЦ по городскому телефону, который входит практически во все справочно-информационные издания и службы города). Диспетчер принимает заявку и записывают пациента к соответствующему врачу на прием, либо в Душепопечительский центр, либо в лечебное учреждение города, в котором принимает врач. Когда подходит очередь того или иного пациента, диспетчер оповещает его о конкретном часе и дне. После осмотра больного врач проводит его лечение на своем рабочем месте, при возможности – амбулаторно в ДПЦ. Если в ДПЦ нет врача соответствующей специальности, то главный врач ДПЦ обращается к врачам ДПЦ, обладающим большим опытом и соответствующими связями, помогающим определить больного в профильное взрослое или детское лечебное учреждение. Больной получает соответствующую медицинскую помощь и оплачивает ее согласно правилам конкретной больницы.

    К деятельности ДПЦ привлекаются православные врачи-специалисты (около 20 чел.), оказывающие благотворительную консультативно-диагностическую помощь пациентам. Консультативные штаты из года в год увеличиваются по мере вступления в ОПВ новых врачей. Прием православных врачей не является дублируемым приемом общемедицинской сети. Во время приема больных с ним проводится беседа о связи болезней с грехами, страстями, образом жизни и т.д. В рекомендациях о лечении, кроме медикаментозных средств, указывается необходимость воцерковления, важность исповеди и причастия для выздоровления.

    ДПЦ ОПВ СПб организован в клинической больнице Российской Академии наук и располагается рядом с больничной церковью преп. Сергия Радонежского. Весь персонал ДПЦ является православным. Главными критериями при отборе больных является вероисповедование и медицинские показания. На прием к врачам в первую очередь записываются больные, имеющие благословение духовника или священника приходской церкви.

    В Душепопечительском центре при “Обществе православных врачей Санкт-Петербурга” амбулаторная реабилитация душевноболящих, оккультнопораженных пациентов занимает в среднем 1-2 года. В случае необходимости больные после прохождения медицинской регистрации и осмотра проходят амбулаторное лечение, в более тяжелых ситуациях проводится активная госпитализация в стационары, где врачи-консультанты ДПЦ работают как штатные специалисты.

    После окончания проведенного сочетанного медицинского лечения и духовной реабилитации, те пациенты, у которых были получены положительные результаты, допускались к паломническим поездкам и интенсивной трудотерапии на одном из церковных загородных поселений. Далее наблюдение за окончившими реабилитацию проводилась либо в тех храмах, откуда пришли пациенты, либо в братстве милосердия, организованном при ДПЦ. За 2002-03 гг. в ДПЦ прошли реабилитацию 351 чел. За период с 2001 по 2003 гг. в справочно-информационную службу Душепопечительского центра обратилось 3352 человека. Записались на прием к врачам 1691 чел., проконсультировано врачами ДПЦ – 1431 чел., из них 695 чел. – врачами общего профиля, 736 чел. – психиатрами и психотерапевтами. Проведено 29 специальных молебнов для оккультнопораженных. Организовано 32 поездки по святым местам. За этот же период через Центр прошло 46 наркозависимых лиц. Из них только двое смогли пройти первичную подготовку и были отправлены в реабилитационные центры для наркозависимых. Оказание помощи по разработанным направлениям деятельности ДПЦ осуществляется по определенным алгоритмам.

    Медико-социальная характеристика посетителей ДПЦ, по данным опроса, выявила, что среди обратившихся было 74,4% женщин и 25,6% мужчин. По возрасту обратившиеся распределились следующим образом: до 20 лет – 6,4%; 21-30 лет – 22,2%; 31-40 лет – 17,6%; 41-50 лет – 26,1%; 51-60 лет – 19,1%; 61-70 лет – 6,9%; 71-80 лет – 1,7% (рис.6). Среди женщин больше пожилых или очень молодых, среди мужчин преобладают люди в возрасте 21-30 лет.

     


    Рисунок 6. Распределение обратившихся в ДПЦ по возрасту (в % к итогу)

     

    Основная группа обратившихся в ДПЦ – пациенты, имеющие высшее образование, – 40,7% или неполное высшее – 5,9%, среднее специальное – 14,1%, среднее – 33,8%, неполное среднее – 2% (это подростки 13-14 лет) и начальное – у 4%. Показатели пациентов по полу, возрасту и образованию практически не отличаются от показателей пациентов городских поликлиник.

    Социальное положение обратившихся в ДПЦ имеют свои особенности. Рабочие составляют 14,4%, служащие – 27,3%, учащиеся – 7,2%, неработающие – 26,8%, пенсионеры – 12,4%, инвалиды – 11,9%. Характер труда для рабочих и служащих физический – 25,2%, умственный – 58,3% и физический и умственный поровну – 16,5%.

    Неработающие пациенты составляют 26,8%, т.е. немного больше четверти всех обратившихся, что и является особенностью изучаемой группы пациентов. Поэтому мы постарались более подробно характеризовать эту группу. Среди всех неработающих 67% женщин и 33% мужчин. У женщин преобладают пациенты в возрасте от 31 до 40 лет – 38,4%, от 41 до 50 лет – 35,5%, т.е. 73,8% женщин среднего работоспособного возраста, до 30 лет – 15,4% неработающих и после 50 лет – 10,7%. 40% неработающих женщин имеют высшее образование и 49,2% – среднее. Среди неработающих женщин 36,9% составляют домохозяйки, неработающие чаще всего из-за необходимости ухода за детьми и имеющие материальную возможность не работать. 41,5% женщин не работают по болезни (различные соматические болезни), 15,3% – временно не работают и состоят на бирже труда. Остальные не работают по различным причинам. У мужчин основная группа неработающих в возрасте до 30 лет – 68,8%, от 30 до 40 лет – 18,7% и старше 40 лет – 12,5%. Среди неработающих мужчин 65,2% не работают из-за болезни: это или психические больные или не имеющие диагноза психиатрического, но имеющие психические отклонения. 13% не работают временно и состоят на бирже труда и 17,3% – наркоманы.

    Личность человека характеризует многие параметры, в том числе его интересы помимо работы и увлечения. На вопрос: “Ваши интересы помимо работы (увлечения, занятия в свободное время, вид спорта, которым увлекаетесь и др.)” ответили почти все респонденты, причем половина из них отмечала по 2 увлечения. Перечень увлечений и интересов очень разнообразен: рыбалка, баня, рисование, компьютер, телевидение, танцы и многое другое. В структуре ответов первые 5 мест занимают: интересы, связанные с религией – 17,3%; рукоделие – 13,5%; музыка – 13%; работа на даче – 8,1%; спорт – 3,7%. Остальные увлечения отметили 1-3 пациента и они составляют от 2 до 0,2% в структуре. 19,2% пациентов ответили, что у них нет никаких увлечений и особых интересов.

     


    Рисунок 7. Распределение ответов пациентов ДПЦ на вопрос: “В чем Вы видите смысл жизни?” (в % к итогу)

     

    Кроме вопроса об интересах и увлечениях был задан вопрос: “В чем Вы видите смысл жизни?”. Для людей, пришедших в данный Центр, такой вопрос не лишний: 42,6% человек ответили, что смысл жизни видят в том, чтобы жить по закону Божию и спасти душу, 25,8% – смысл жизни видят в семье и детях, 8,2% – в “быть нужной людям”, 5,3% – в труде, 3,3% – в самосовершенствовании и приобретении знаний и 2,5% – в обретении радости и гармонии жизни. 12,3% – не видят смысла жизни вообще (рис.7).

    Большинство пациентов состоят в браке – 70%. Если все браки принять за 100%, то в первом браке состоят 77,7%, во втором – 24,5% и в третьем – 4,8%. Почти все браки зарегистрированы – 74,6%, венчались в церкви – 24%. 22,7% – бездетные пациенты, остальные имеют детей: 1 ребенка – 61%, 2-х детей – 34%, 3-х – 4,5% и 4-х – 0,5%. Ко времени обращения в ДПЦ 11,7% были одинокими и проживали без родственников. 30% – имели полные семьи: муж, жена, дети, иногда родители мужа или жены. 24,8% проживали с родителями, 5,7% – с детьми, также 5,7% составляли семьи из мужа и жены и 22,1% – семьи в различном составе: брат с сестрой, с бабушкой, с бабушками и др. родственниками.

    Хорошие взаимоотношения в семье отметили 56,3% пациентов, нейтральные – 24,6% и плохие – 19,1%, причем половина из написавших о плохих отношениях пометили “враждебные”, “агрессивные”. Довольно высок процент наличия конфликтов в семьях – 75,9%. Чаще конфликты бывали между супругами и родителями и детьми. Они составляют соответственно в структуре конфликтов 38,1% и 39,4%. Конфликты с братьями, сестрами и другими родственниками встречаются реже. Причины конфликтов, как правило, не указаны, но, по словам врача, наблюдавшим многих пациентов ДПЦ, частой причиной конфликтов являлось пьянство кого-либо из членов семьи.

    В жизни пациентов ДПЦ как и почти у всех людей нередко возникали кризистные ситуации. При кризисных ситуациях лишь 20,2% пациентов прибегали к помощи семьи и родственников, что, вероятно, связано со взаимоотношениями в семье. Очень мало – 7,4% пациентов обращались к врачам. Основная масса пациентов ДПЦ при кризисных ситуациях шла к священнику и прибегала к молитве – 52,2%. 17,7% пациентов в кризисных ситуациях не обращались ни к кому, а справлялись сами.

    В связи с особенностями патологий пациентов ДПЦ им были заданы специальные вопросы. “Появлялись ли у Вас мысли о самоубийстве?”. 56,7% ответили, что такие мысли у них появлялись. На вопрос о том, как часто появлялись эти мысли, 51% ответили, что редко, а 49%, что часто. 28,7% пациентов пытались привести свои мысли об убийстве в исполнение.

    У 23,4% пациентов были в роду самоубийцы, у 30% – душевнобольные, у 61,6% – алкоголики, у 8,8% – наркоманы. 38,7% пациентов ДПЦ курят, среди них с детства курят 9,8%, большинство курящих курят около 10 лет. 17,6% принимали наркотики, из них 1-2 раза принимали 35,5%, 3-6 раз – 19,4%, несколько месяцев – 6,4%, 1 год – 6,5%, 2 года – 6,5%, 3-5 лет – 16,1%, более 5 лет – 9,6%.

    До обращения в ДПЦ пациенты посещали различных врачей, в частности, к невропатологам обращалось 46%, к психиатрам – 58,7%.

    Значительное число пациентов ДПЦ состоит на диспансерном учете в районных поликлиниках – 55,9%. Названо было 25 различных специалистов. Больше всего пациентов ДПЦ состоят на учете у психиатров – 25,2%, если же учесть состоящих у психоневролога, нарколога и психотерапевта, то этот показатель увеличится до 34,6%. На втором месте – пациенты, состоящие на диспансерном учете у терапевта, – 12,1% и на третьем месте – у гинеколога – 9,5%.

    По ответам самих пациентов, 24,4% из них имеют психические заболевания, причем более половины получили инвалидность по данному заболеванию. 82,9% имеют 2 группу, 11,4% – 3 группу и 5,7% – инвалиды с детства. Вероятно, частично с этим связан прием психотропных препаратов, которые употребляют 25% пациентов ДПЦ. Из них употребляют до года 29,1%, 2-3 года – 22,6%, 4-5 лет – 9,7%, более 5 лет – 38,6%.

    Жалобы, которые предъявляли пациенты при обращении в ДПЦ, очень разнообразны и многочисленны. Все жалобы могут быть разделены на 2 группы: чисто соматические жалобы: головные боли, головокружение, снижение зрения, боли в области сердца, боли в ногах и т.п. – 43,5% и жалобы психического характера: чувство тревоги, страха, пассивности, уныния, агрессивности, навязчивых мыслей и т.п. – 56,5%. Причем, один пациент мог иметь одни и другие жалобы.

    Очень немногие пациенты обратились соответственно цели ДПЦ, т.е. с наркозависимостью, алкогольной зависимостью и после посещения экстрасенсов – 8,7%.

    После осмотра необходимых специалистов соответственно жалобам пациентов беседы с психологом выставляется диагноз (табл.6) и формируется группа для реабилитации.

     

    Таблица 6

    Структура диагнозов у пациентов ДПЦ

     

    Диагноз

    Удел. вес, %

    Оккультное поражение

    35,4

    Оккультное поражение + психическое заболевание

    16,2

    Оккультное поражение + соматическое заболевание

    7,8

    Соматическое заболевание

    2,2

    Патологическое развитие личности

    2,2

    Неврозы

    2,2

    Наркозависимость

    3,8

    Алкогольная зависимость

    3,2

    Игровая и компьютерная зависимость

    1,4

    Нервно-психическое состояние из-за семейных проблем

    19,7

     

    Среди семейных проблем были отмечены: наркоман в семье, алкоголик в семье, оккультнопораженный в семье, психическое заболевание у родственника, родственник находится в секте и др.

    На очень важный вопрос, от ответа на который зависит оздоровление пациента “Верите ли Вы, что Вам в Вашем положении можно чем-то помочь?”, получены следующие ответы: верят твердо – 44,9%, в основном верят – 17,6%, абсолютно не верят – 1,9%, не уверены – 7,8%, затрудняются дать ответ (не ответили) – 27,8%.

    Таким образом, основная масса пациентов ДПЦ имеют те или иные психические отклонения и нуждаются не только в медикаментозном лечении, назначении режима, физиотерапии и т.п., но и в оздоровлении психики.

    Посетителей ДПЦ можно разделить на 2 группы: одна – получившие консультативную помощь у того или иного специалиста, чаще одноразовую; и вторая, основная, – так называемая реабилитационная группа, с которой проводится катехизация (беседы со священником, посещение молебнов, специальные занятия). В нее, в основном, входят алкоголики, наркоманы, оккультнопораженные лица.

    В связи со спецификой ДПЦ практический интерес представляет вопрос: “Откуда обратившиеся узнали о его существовании?” (табл.7).

     

    Таблица 7

    Источники информации о существовании ДПЦ

     

    Источник

    Удел. вес, %

    От священников в монастырях, епархии

    24,8

    По православному радио и на лекциях священников в кинотеатре “Свет”

    17,6

    От знакомых

    16,4

    От прихожан церквей

    13,6

    От родственников

    13,4

    Из книг

    7,2

    От врачей районных поликлиник

    2,3

    На рождественских и пасхальных выставках

    1,5

    Другие

    3,2

     

    Когда создавался первый душепопечительский центр, он подразумевался, как амбулаторный реабилитационный центр для наркозависимых и оккультнопораженных. В разных епархиях смысловое назначение ДПЦ и понимание целей центра оказалось разным.

    Так, в Воронежской епархии митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий благословил создание реабилитационного душепопечительского центра, в котором будет обеспечиваться уход немощным пожилым людям, а также квалифицированная помощь в восстановлении здоровья и душевного равновесия детям-наркоманам и детям беженцев, вынужденных переселенцев. Его строительство в г. Воронеже началось в 2000 г. При православной Князе-Владимирской церкви в Иркутске действует душепопечительский центр, где живут и работают наркозависимые. В Красноярске действует ДПЦ имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Служение сосредоточено в области профилактики и реабилитации от наркомании, алкоголизма и табакокурения.

    С 1996 г. в Москве действует ДПЦ им. Св. праведного Иоанна Кронштадского, созданный профессором иеромонахом Анатолием Берестовым. Деятельность Центра и проблема реабилитации наркозависимых получила благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С 1998 г. по 2002 г. было принято более 3000 молодых людей страдающих наркозависимостью. Методика реабилитации наркозависимых, разработанная и применяемая в ДПЦ, показала высокий положительный результат. Успешная ремиссия 1-2 года составила 82-85%. Многие бывшие наркозависимые также успешно ресоциализированы и вошли в активную социальную жизнь: вернулись в семью или завели семьи, устроились на работу, восстановились или поступили в ВУЗы. ДПЦ тесно сотрудничает с рядом наркологических лечебных учреждений г. Москвы. Располагается в 2-х кабинетах Набережных палат Крутицкого подворья. В 2002-03 гг. ДПЦ получил в свое ведение 3-х этажный дом в г. Дедовске. Принято решение об образовании такого же центра в г. Сарове.

    В Подмосковье в пос. Ромашково с декабря 1992 г. создан душепопечительский центр “Дом милосердия” и действует программа духовно-социальной реабилитации семей, имеющих проблемы, обусловленные потреблением алкоголя и наркотических веществ. Инициатором создания центра явился священник Алексий Бабурин. За основу взят опыт работы в этом направлении и полученная подготовка в информационно-исследовательском центре по проблемам, связанным с потреблением алкоголя (г. Тренто, Италия). Программа основывается на тех современных методах индивидуальной, групповой, семейной и других видах личностно ориентированной психотерапии, которые соответствуют канонам православной церкви.

     

     

    Первоначальный файл с сайта opvspb.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .