. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Целостность человека

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

     

    Под действием благодати Божией, подаваемой через таинства, человек преобразуется внутренне, воссоединяется и становится целостным:

    – "От прикосновения руки (Бога) ко всему существу моему, ум, сердце и тело соединились между собою, составили нечто целое, единое" (христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.316); похоже он пишет и о духовной молитве: "Находясь в этом устремлении к Богу, молящийся внезапно соединяется сам с собою... Ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом, внезапно соединяются во едино о Господе. Так как соединение произошло о Господе, произведено Господом, то оно есть вместе и соединение человека с самим собою, и соединение его с Господом" (там же, с.220);

    – "Целостный человек. Это человек слившийся с целомудрием, стяжавший и хранящий целостность и здравость ума... грех разбивает, рассеивает душу, личность человеческую. Только удалением греха из души человек "исцеляется", становится целым, самим собой, целостным" (христ.: Иустин Попович архим. 1999, с.109); "Дух Святой – собиратель личности" (там же, с.107).

    Целостность проявляется не только по отношению ко всему человеку, но и по отношению к отдельным силам души. Например, – органам чувств: "Когда пятерица чувств подчинена четырем главнейшим добродетелям и хранит всегдашнюю им благопокорность, тогда естество тела... не мешает колесу жизни двигаться безмятежно. Когда же оно так движется, тогда силы наши не восстают одна против другой, но страстная часть похотения и гнева согласуется с мысленною, и ум, восприняв естественную свою державную власть, из четырех главных добродетелей устрояет себе колесницу, а трон из служебной пятерицы, и, победив тиранствующую плоть, вземлется четвероконно восхищаемый на небеса и, представ Царю веков, венчается венцом победы..." (Ч. 2: Никита Стифат. Третья умозрительных глав сотница. 1900, с.161).

    Целостность и собирание воедино органов чувств, являются лишь одним из условий собирания всего человека как такового. Это собирание себя Дионисий Ареопагит называл симптиксисом, συμπτυξς (Позов. Т. 1. 1967, с.39). Процесс этот сложный и длительный, и, конечно же, он не может обойтись без помощи Божией. И к самому человеку приложимы слова Иисуса Христа: "Кто не собирает со Мной, тот расточает" (Мф. 12, 30; Лк. 11, 23).

    Целостность и собирание души важно и для дела молитвы: "Бог не имеет нужды, чтоб молились уста или язык. Служение Богу требует, чтоб помыслы, вся крепость и сила души, весь ум, нерассеянно напряжены были к Богу" (христ.: Ефрем Сирин. Т. 3. 1994, с.33).

    Целостность связана и с согласием души и тела:

    – "Кто посредством добродетели и ведения, водворил согласие между телом и душою, тот сделался цитрою, храмом и свирелью Божиею; цитрою, – потому что мудро соблюл гармонию добродетелей; свирелью, – потому что посредством Божественных созерцаний принял вдохновение Духа; храмом, – потому что чрез умственную чистоту соделался жилищем Слова" (христ.: Максим Исповедник. 1835, ч. 2, с.23-24);

    – "Видишь ли ты эту чудную гармонию или согласие, порядок тварей великих и малых во всей вселенной, их стройное течение и жизнь, видишь ли чудный строй всего творения? И в твоем существе, в твоей душе и в теле – да будет всегдашний строй и гармония всех сил – при постоянном повиновении законам Творца и Промыслителя" (Ч. 2: Иоанн Кронштадтский. 1991, с.65).

    Все сказанное о целостности человеческого существа и собирании души реально достигается в монашестве. Здесь нужно вспомнить, что само название монаха, происходит от греческого слова "монас" (μονος) и обозначает единственность и единство. Поэтому монахом является не только тот, кто уединился от других людей (как это обычно представляют), а тот, кто стал единым, целостным через стяжание Духа Святого.

     

     

    Страница добавлена 10.05.2011.
    Последнее обновление 01.10.2018.

    © Словарь христианской антропологии и психологии.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .