. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Аскетика, аскетизм

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    АСКЕТИКА, АСКЕТИЗМ

     

    О происхождении понятия "аскетика" (ασκησις): глагол ασκεω, "упражняю", "укрепляю", древними греками прилагался к упражнениям атлетов и слово ασκησις, "упражнение", означало образ жизни атлетов. А так как этот образ жизни отличался строгой регулярностью и воздержанием, то со временем эти слова и стали это обозначать (Янышев. 1906, с.200). Когда же появившееся христианство стало призывать к воздержанию и делом показывать его через своих ревнителей, тогда эти термины постепенно стали использоваться и по отношению к христианам, и самими христианами. Интересно, что глагол ασκεω имеет еще и значение искусно обделывать, обрабатывать что-либо. Поэтому, по мнению христианских подвижников, аскетизм в таком его значении был уже в раю, как Божья заповедь Адаму о возделывании и хранении Едема.

    Аскетизм важен не только для монахов – как принцип разумного воздержания он применим и для мирян, причем для всех сторон их духовного и жизненного уклада. Приведем несколько исторических примеров.

    Еще Тертуллиан († 211 г.) выступал против чрезмерного женского убранства. Иногда, не понимая сути его мысли, это считают чрезмерным и приводят в подтверждение этого тертуллиановскую фразу: "Не должно заботиться об опрятности больше, чем это угодно Богу" (Тертуллиан. 1994, с.351). Но все сомнения исчезают, если эту мысль рассмотреть в ее контексте. Прямо до этого Тертуллиан пишет: "Все сказанное мною не к тому клонится, чтобы обратить вас к первобытному, звериному образу жизни, или внушить, что неопрятность – это благо. Намерение мое в том, чтобы показать, до какой степени должна простираться забота о теле" (там же). А сразу после: "Грешат перед Ним женщины, когда смазывают кожу кремами, румянят щеки, подводят тушью глаза. Видно, творение Божье им не нравится, если они находят в нем недостатки, если осуждают премудрость Творца, ибо исправлять сотворенное Богом значит осуждать Его" (там же, с.351-352).

    А вот что писал о женских украшениях Мефодий Патарский († 310 г.): "Души, заботящиеся о теле, надевают это чувственное украшение на внешнюю шею тела для обольщения зрителей, а девственныe души придают себе внутри украшение, состоящее по истине из драгоценных камней: свободы, великодушия, мудрости, любви..." (Мефодий Патарский. 1996, с.70-71).

    В подобном духе и стиле высказывались и многие другие христианские подвижники. Назовем хотя бы такие имена, как Киприан Карфагенский (III в.), Василий Великий, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст (IV в.), Варсонофий Великий (VI в.), Максим Исповедник (VII в.), Филофей Синайский (IX в.), Григорий Синаит (XIII в.), Григорий Палама (XIV в.).

    Вполне закономерно, что такова же позиция и Русской православной церкви, выступающей против так называемой "эстетической хирургии", занимающейся устранением морщин с лица, "подтягиванием" живота и бедер, увеличением женских бюстов и т. д. (Православная Церковь и современная медицина. 2000, с.88). По мнению православных врачей, эта часть медицины в большей части греховна, потому что служит только ради удовлетворения похотного желания выглядеть более "сексуально привлекательной" (там же).

     

     

    ЛИТЕРАТУРА - АСКЕТИКА, АСКЕТИЗМ

    Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Основоположительный. Кн. 2. Опыт систематического раскрытия вопроса. – СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1907. – Текст целиком в формате djvu (22 Мб), либо в формате pdf (28 Мб).

    Мефодий еп. Патарский. Полное собрание творений. М.: Паломник, 1996 (репр. переизд.: 2-е изд.: СПб., 1905; вместе с творениями Григория Чудотворца).

    Православная Церковь и современная медицина. Сборник. Под общей ред. свящ. Сергия Филимонова. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2000.

    Тертуллиан. Избранные сочинения. Пер. с лат. Сост., общ. ред. А. А. Столярова. М.: Прогресс-Культура, 1994.

    Янышев И. Л. Православно-христианское учение о нравственности. 2-е изд. М.: Универс. тип., 1906 (М., 1887; Православное обозрение. 1886, №№ 2-6,9-12).

    Янышев Иоанн /Л./ прот. Сущность христианства с нравственной точки зрения // Христианское чтение. 1877, № 7-8, с. 143-199; № 9-10, с. 327-399. – Текст в формате pdf по номерам: № 7-8, № 9-10.

     

     

    Страница добавлена 15.05.2011. Последнее обновление 01.10.2018.

    © Словарь христианской антропологии и психологии.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .