. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ПРЕДИСЛОВИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    СЛОВАРЬ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
    ПРЕДИСЛОВИЕ

     

    Данный словарь охватывает практически все основные темы христианской антропологии и психологии: от определения человеческой природы и личности до описания характеристик всех сил и органов души – разума, чувств и эмоций, воли, памяти, внимания, воображения, фантазии, органов чувств и т. д. Все темы, идеи и положения раскрываются с опорой на святоотеческую традицию и библейскую экзегезу, с использованием материала работ дореволюционных и современных православных богословов. Кроме того в некоторых местах проводится сравнительный анализ христианского и современного научного подхода (с критикой проникающих в современную науку оккультных, паранаучных идей).

    На протяжении всего словаря, там, где это уместно, анализируются исторические корни антропологических и психологических понятий (из русского, латинского, древнегреческого и древнееврейского языков). Подобные исторические и этимологические экскурсы, как мне кажется, могут помочь глубже проникнуть в суть используемых понятий и терминов, а иногда и посмотреть на них совсем с другой стороны.

    Везде, где это возможно, я стараюсь указывать на первоисточники анализируемых мною точек зрения. Мне кажется, что подобный принцип подачи материала наиболее правилен: ведь любой анализ христианского учения должен в обязательном порядке опираться на соответствующие источники (и, конечно же, подтверждаться необходимыми ссылками на святоотеческие и богословские работы).

    Подобный подход опирается на святоотеческую традицию, что имеет глубинное духовное основание и заповедано в качестве наиболее верного пути. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова): "Прибегайте больше к чтению святых отцов; пусть они руководствуют вас, напоминают вам о добродетели, наставляют на путь Божий. Этот образ жительства принадлежит нашим временам: он заповедан, предан нам святыми отцами позднейших веков. Жалуясь на крайний недостаток в богопросвещенных наставниках и советниках, они повелевают ревнителю благочестия руководствоваться в жизни своей отеческими писаниями" (Игнатий (Брянчанинов) еп. Творения. Т. 4. 1993, с.463).

    Кроме того, что также не маловажно, именно подобный подход к первоисточникам дает возможность грамотной работы с ними, и является прочным фундаментом для дальнейшей самостоятельной работы самих читателей.

     

    Данный подход обусловил многообразие используемой нами литературы. Скажем несколько слов о ней и о способе оформления библиографических ссылок. В конце каждой части содержится свой список литературы, на который мы, в основном, и ссылаемся – при этом указывается автор, год издания работы, (название работы указывается в том случае, если есть несколько работ одного года издания) и номер страницы приводимой цитаты. В том случае, если в начале библиографической ссылки стоит сокращенное название одного из дополнительных списков, это значит, что необходимо обратиться к находящейся в конце словаря дополнительной литературе. Она разделена на несколько списков по тематическому принципу и каждый список имеет свое сокращенное обозначение. В первый список, "Христианская литература", входят святоотеческие труды и богословская литература дореволюционных и современных авторов (обозначение при цитировании – "христ."). Во второй список, "Религиозная и философская антропология", как уже понятно из его названия, вошла литература широкого антропологического содержания (но не по христианской антропологии, включенной в литературу первой главы). При ссылке на источник из этого списка перед фамилией цитируемого автора будет стоять сокращение "антр.".

    В третий список – "Психология и религия", включены как психологические работы, так или иначе касающиеся религиозной тематики, так и религиозные, философские и другие работы, близкие психологии. При ссылке на источник из этого списка будет использоваться условное обозначение "пс.".

    И в четвертый, дополнительный, список включена психологическая, философская, религиоведческая и другая литература, цитируемая в тексте, но по тематике не подходящая к вышеперечисленным спискам (сокращение при цитировании – "доп.").

    Кроме того, чтобы не дублировать литературу друг в друга из двух наиболее больших списков, находящихся в конце глав "Христианская антропология" и "Христианстианская психология", при цитировании ее в других местах будут использоваться сокращения: христианская антропология (Часть 1) – "Ч. 1", христианская психология (Часть 2) – "Ч. 2".

     

    Данный справочник создавался на основе уже изданных авторских работ: "Психология религии" (СПб.: Речь, 2009),"Основы христианской антропологии и психологии" (СПб.: Речь, 2007), "Элементы православной психологии" (в соавторстве с Л. Ф. Шеховцовой; СПб.: Речь, 2005). К этим работам мы и отсылаем читателей, заинтересованных в более подробной информации по христианской антропологии и психологии. Эти книги есть в основных библиотеках Санкт-Петербурга и Москвы (как светских, так и христианских). Это же относится и составленному мной библиографическому справочнику "Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время" (СПб.: Речь, 2009), материал которого собирался практически в течении последних пятнадцати лет, и который, я надеюсь, будет полезен и для студентов, и преподавателей, и всех, серьезно и глубоко занимающихся христианской антропологией и психологией. Там представлены библиографические описания более 2800 работ 900 авторов, начиная от древнехристианских авторитетнейших подвижников, аскетов и учителей Церкви, продолжая средневековыми православными, католическими и протестантскими авторами (представленными в отдельных рубриках – чтобы читатель знал к представителем какой конфессии относится тот или иной писатель), а также многочисленными православными, дореволюционными и современными, авторами, работы которых особенно важны для понимания проблем и задач современной христианской антропологии и психологии. Вышло второе издание справочника, оно есть в продаже в центральных книжных магазинах Санкт-Петербурга (иногородние могут приобрести ее через службу "Книга – почтой" непосредственно в издательстве "Речь").

    Надеюсь, что этот Словарь будет интересен и полезен не только профессиональным психологам и антропологам, но и всем, интересующимся и занимающимся христианской антропологией и психологией.

    Буду благодарен за присланные отзывы, предложения и замечания по содержанию данного Словаря.

     

    Зенько Юрий Михайлович

    29 марта 2009 г.; память прп. Иоанна Лествичника.

     

     

    Страница добавлена 15.05.2010. Последнее обновление 01.10.2018.

    © Словарь христианской антропологии и психологии.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .