. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Зеньковский В. В. Психология детства. 1924. Глава 1

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Зеньковский Василий Васильевич

    Психология детства

     

    Оглавление

    Глава 1 . . . Стр. 1-16
    Задачи психологии детства, ее историческое развитие. Основные направления в психологии детства. Место ее в системе психологических дисциплин. Методы психологии детства.
    Глава 2 . . . Стр. 17-37
    Обычное понимание детства, его ошибки. Проблема детских игр, обычное их понимание. Теория Шиллера, теория Спенсера. "Теория отдыха". Учение Гроса об игре и его новейшие модификации. Роль фантазии в игре. Сущность фантазии. Понятие "сферы игры". Внутренние корни игры.
    Глава 3 . . . Стр. 38-58
    О социальном содержании детских игр. Понятие социального унаследования. Социально-психическое созревание ребенка. Развитие самосознания по Болдвину. Роль игр в социальном созревании ребенка, в эйективации.
    Глава 4 . . . Стр. 59-81
    Загадка продолжительности детства у человека. Деление детства на периоды, вопрос о критериях этого деления. Первый год жизни. Общая характеристика различных периодов детства (раннего детства, второго детства, отрочества, юности).
    Глава 5 . . . Стр. 82-105
    Первый год жизни ребенка. Физическое развитие ребенка, ритм в этом развитии. Первые восприятия. Развитие зрения, слуха. Память, первые ассоциации; внимание в первом году жизни. Эмоциональные переживания ребенка. Вопрос об эволюции чувства. Моральная природа ребенка. Вопрос о психической наследственности.
    Глава 6 . . . Стр. 106-120
    Активность ребенка в течение первого года жизни. Рефлексы и инстинкты; импульсивная и выразительная активность. Происхождение воли: теория Бена. Волевое самосознание и воля.
    Глава 7 . . . Стр. 121-139
    Развитие речи. Три стороны в развитии речи; их связь между собой. Развитие речи с психо-физиологической точки зрения. Крик, лепет, членораздельная речь. Речь с психологической точки зрения. Словесные образы. Психология понимания слов и означения. О количестве слов, известных ребенку. Логическая сторона речи, ее грамматическое развитие. Закон Штерна.
    Глава 8 . . . Стр. 140-167
    Эмоциональная жизнь в раннем детстве; общие замечания. Индивидуальные чувства у ребенка. Страх у детей; учение о двух формах страха. Гнев у детей. Вопрос о детской жестокости. Чувства, направленные к самому себе; два основных их направления. Индивидуальный и социальный стыд. Психология бесстыдства.
    Глава 9 . . . Стр. 168-199
    Социальные чувства у ребенка. Социальная симпатия, ее развитие; антипатия. Сексуальная сфера у ребенка. Сексуальное развитие ребенка по Фрейду, анализ его построений. Высшие чувства у ребенка. Моральная жизнь ребенка, место ее в духовном созревании. Моральные чувства. Чувство долга. Три ступени в развитии моральной жизни. Моральное мьаиление у ребенка. Детские "идеалы". Перелом в моральном сознании ребенка. Моральная активность у детей, их моральный импрессионизм.
    Глава 10 . . . Стр. 200-235
    Эстетическая жизнь ребенка; общие черты ее. Эстетические чувства, эстетическое творчество. Рисование, его постепенное развитие. Сказки. Мифологизм детского мышления. Сказка и миф. Сказочное творчество детей. Работа фантазии и сказки.
    Глава 11 . . . Стр. 236-262
    Религиозная жизнь ребенка. Принцип религиозной психологии. Общие черты детской религии. Детские религиозные представления; религиозная активность у детей. Детская фантазия. Развитие ее понимания в современной психологии детства. Детская ложь, ее социальные корни. Настоящая ложь, ее формы. Анализ "псевдо-лжи".
    Глава 12 . . . Стр. 263-283
    Развитие детского интеллекта. Детские восприятия. Восприятие пространства и времени. Особенности и развитие детского внимания. Детские представления. Процесс памяти у детей. Ассоциация образов у них.
    Глава 13 . . . Стр. 284-314
    Мышление у детей; его общие черты. Мышление по аналогии; развитие индуктивного и дедуктивного мышления у детей. Условия развития мышления у детей. Психология детских вопросов; их место в интеллектуальном созревании. Недостатки детских выводов. Образование суждений и понятий. Вопрос об измерении интеллектуального уровня по Бине. Результаты исследований в этом направлении.
    Глава 14 . . . Стр. 315-332
    Активность ребенка. Игры детей, их классификация и анализ. Инстинктивная, импульсивная и выразительная активность. Развитие воли, ее позитивные и негативные функции. Типы воли. Развитие привычек.
    Глава 15 . . . Стр. 333-348
    Личность ребенка. Понятие о личности в общей психологии; метафизический корень личности. Общие черты детской личности. Иррационализм ее; развитие эмпирической стороны в личности. Духовная содержательность детства.

     

     

    /Римские номера глав для удобства работы заменены обычными числами. – Электр. ред./

     

     



     

     

    ГЛАВА 1.

    Задачи психологии детства, ее историческое развитие. Основные направления в психологии детства. Место ее в системе психологических дисциплин. Методы психологии детства.


    Психология детства имеет своей задачей изучение душевной жизни ребенка, уяснение психического своеобразия детства. В системе наук о ребенке ("педологии") психологии детства, конечно, должно принадлежать центральное место, и если в настоящее время психология детства не занимает такого места, если ее выводы, ее принципы пока не оказывают руководящего влияния на другие науки о ребенке, то это объясняется, с одной стороны, слабым развитием общей антропологии (общего учения о человеке), с другой стороны – медленным развитием самой психологии детства. Но принципиально ключ к детству, к теоретическим и практическим проблемам его – заключается в психическом своеобразии детства. Чем дальше подвигаемся мы в понимании душевной жизни ребенка, чем яснее выступают перед нами ее особенности, тем определеннее обрисовывается центральное положение психологии детства в системе наук о ребенке.

    Для понимания современного положения психологии детства очень любопытно вспомнить ее историческое развитие. Несмотря на то, что всегда существовал непосредственный интерес к детской душе, предметом научного изучения детство стало очень поздно. Впервые в конце XVIII века мы видим появление специального трактата о душе ребенка; в высшей степени характерным надо признать факт, что этот научный интерес к детству исходил от врачей. Врачам впервые пришлось столкнуться с фактом своеобразия детства: учение о детских болезнях, учение об особенностях у детей в течении обычных болезней заставило впервые задуматься над особенностями детства. Детей нельзя лечить так, как лечат взрослых; самое развитие детского организма делает особенно сложным и тонким вопрос о вмешательстве в

     

    – 1 –




    жизнь детского организма. Все это естественно выдвигало необходимость специального изучения ребенка.

    Огромное влияние на развитие интереса к душе ребенка имел Руссо с своим знаменитым "Эмилем". Не так важны отдельные положения, выдвигаемые Руссо, как важна его подлинная любовь к детству, глубокое уважение к личности ребенка, к внутренней закономерности происходящего в нем процесса. В книге Руссо чувствуется желание войти во внутренний мир ребенка, желание прислушаться к таинственному росту его личности, угадать пути его развития. Пусть вся картина, нарисованная Руссо в "Эмиле", носит на себе нередко печать сентиментальной фантастики, но и доныне книга Руссо действует своей любовью к детской душе, подлинным и глубоким интересом к ней. Недаром влияние Руссо сказалось на двух гениальных педагогах, открывших истинно новую страницу в истории педагогики – на Песталоцци и Фребеле. Педагогические воззрения Л.Толстого, носящие яркую печать его гения, сложились тоже не без влияния идей Руссо.

    В конце XVIII века появилась первая книга, положившая начало научному изучению детской души – то была книга врача Тидеманна, содержавшая в себе наблюдения над развитием психических способностей у ребенка (Tiedemann – Beobachtungen uber die Entwickelung der Seelenfahigkeiten bei Kindern. 1787). Несколько позднее некто Пассевиц (Рassevitz) выпустил в 1800 году книгу о жизни ребенка в течение первых 8 месяцев. История изучения детства в это время еще мало исследована – достаточно указать, что о книге Тидеманна впервые вспомнили лишь во второй половине XIX века и сначала знали ее лишь по французскому переводу. Во всяком случае научное изучение детства, начавшееся в конце XVIII века – быть может, как раз под влиянием Руссо, – снова затем падает. Педагогическая мысль работала в это время очень интенсивно, развивалось изучение детского организма, детских болезней – в том числе развивалась и детская психопатология, – но для психологии детства наступил перерыв до середины XIX века. Из книг, появившихся во время этого промежутка, отметим лишь одну – книгу г-жи Necker de Saussure – L'education progressive ou etude du cours de la vie (T. I–III. 1828–1838). В 1851 г. появляется книга Лебиша (Lobisch) – История развития души ребенка. В 1856 г. появляется новая книга о детской душе, имевшая большой успех и принадлежавшая опять же врачу – Сигизмунду (Sigismund), под заглавием – Kind und Welt (Дитя и мир). В 1859 г.

     

    – 2 –




    Кусмауль (Кussmаul) издает свои – Untersuchungen uber das Seelenleben des neugeborenen Menschen, несколько позже (в 1867 г.) появилась книга Алтмиллера (Аltmu1lег) – Ueber die Entwickelung der Seele des Kindes. В конце семидесятых годов появился этюд Чарльза Дарвина (Ch. Darwin – A biografical Sketch of an Infant), поднявший интерес к детству среди естествоиспытателей. И доныне проблемы психической эволюции оказывают большое влияние на постановку и решение различных вопросов, связанных с детством, – и в этом отношении работа Дарвина имела свое значение. Тогда же, в конце семидесятых годов, русский психиатр И.А.Сикорский опубликовал свое исследование об утомлении у детей. В 1881 году появляется знаменитая книга Фирордта (Viеrоrdt – Physiologie des Kindesalters), создавшая эпоху в изучении организма ребенка, а в следующем, 1882 году появился труд другого физиолога Прейера (Рrеуеr – Die Seele des Kindes. Beobachtungen uber die geistige Entwickelung des Menschen in den ersten Lebensjahren), начавший новую эпоху в изучении души ребенка.

    Книга Прейера, примыкавшая к упомянутым выше работам, имела действительно огромное влияние на развитие психологии детства, точнее говоря – с нее собственно и начинает свое существование психология детства, как особая наука. Причина этого лежит прежде всего в методе Прейера: здесь впервые были заложены основы научной методики в изучении детства, впервые был дан образец собирания научно пригодного материала. С другой стороны, книга Прейера имела высокую ценность и в том отношении, что она пыталась дать систематический обзор развития всех психических сил ребенка. В книге своей Прейер проявил большое психологическое чутье – и в этом смысле она не утратила и доныне своего значения. В связи с этим уместно упомянуть, что и в наше время психология детства имеет в своем распоряжении очень небольшой точный и научно пригодный материал. После классических наблюдений Прейера научную ценность представляют наблюдения г-жи Шинн (Shinn – Notes on the Development of a .Child I.1893–1899. II. Development of the Senses. 1907), супругов К. и В. Штерн (К. u. W. Stern – I. Die Kindersprache. II. Erinnerung, Aussage und Luge in der fr'uhen Kindheit, а также очень ценный материал в книге W. Stern'a – Psychologie der friihen Kindheit. 2 изд.). Упомянем также о наблюдениях Меджора (Major – First Steps in Mental Growth. New York. 1906), Скупина (E. u. G. Scupin – Bubis erste Kindheit. 1907. Bubi im 4–6 Lebensjahre. 1910),

     

    – 3 –




    Крамосселя (Сrаmaussel – Le premier eveil de Penfant. Paris. 1911), Дикса (Dix – Korperliche und geistige Entwickelung eines Kindes: I. Instinktbewegungen. 1911. II. Die Sinne. 1912. III. Vorstellen und Handeln. 1914). Вот собственно и все ценное, чем располагает психология детства в качестве точного и научно пригодного материала *). Известную ценность имеют, конечно, и всякого рода автобиографии и исповеди, в которых часто сообщается очень интересный материал; кое-чем психолог может воспользоваться и в художественных произведениях, посвященных детству. Но все это, к сожалению, страдает тем недостатком, что не дает точных хронологических указаний, а затем всегда внушает подозрение, что ради картинности изложения авторы могут допустить много неточностей и даже выдумок. Тем не менее, скудость материала заставляет психологов пользоваться даже и недостаточно проверенным материалом, что делает особенно сложным вопрос о методологии нашей науки.

    Но вернемся к историческому развитию психологии детства.

    После появления книги Прейера интерес к психологии детства заметно поднимается. В Америке начинается плодотворная деятельность известного организатора педологических исследований – Стенли Холла (На11), появляются дневники г-жи Шинн, выступает один из творцов современной психологии детства– Болдвин (Baldwin). В Англии появилась чрезвычайно ценная книга Селли (Sully) – Этюды по психологии детства.

    Но новую эру в развитии нашей науки составили труды Карла Гроса (К. Grооs), занявшегося изучением игр. Сначала появилась его книга, посвященная играм животных (Die Spiele der Tiere), а затем вышла в свет вторая его замечательная книга, посвященная играм людей (Die Spiele der Menschen). Эти книги Гроса, равно как и его лекции о душевной жизни ребенка (Das Seelenleben des Kindes. Ausgewahlte Vorlesungen. Ныне вышло пятое издание) выдвинули биологическое понимание детства, которое очень прочно утвердилось в современной психологии детства. Книги Гроса имели основополагающее значение, так как в них впервые с полной ясностью и определенностью обрисовывалось своеобразие детства, впервые намечалось учение о детстве, как замкнутой и самостоятельной фазе в развитии человека. Если до Гроса психология детства представляла теоретический интерес лишь в связи с проблемами генетической

    _______

    *) Недавно вышла четвертым изданием книга-хрестоматия, в которой собран материал по психологии ребенка (G. Baumer и Lili Droescher – Von der Kinderseele. 1921), – но книга эта не имеет никакого научного значения вследствие своей некритичности в подборе материала.

     

    – 4 –




    психологии, проблемами психической эволюции (что и доныне еще сильно сказывается в нашей науке), то после трудов Гроса проблемы психологии детства приобрели самостоятельное теоретическое значение. Этим Грос больше всего способствовал тому, что психология детства стала особой и самостоятельной наукой.

    Рядом с Гросом, как другой творец современной психологии детства, должен быть отмечен упомянутый выше Болдвин (James Mark Baldwin). Если Гросу принадлежит честь установления биологического понимания детства, то Болдвину принадлежит неоценимая заслуга выяснения социально-психических условий развития души ребенка. В трудах Болдвина окончательно преодолевается одностороннее связывание проблем детства с вопросами психической эволюции; психология детства у Болдвина входит в ближайшую связь с социальной психологией. Из трудов Болдвина необходимо помянуть: 1. Mental Development in the Child and the Race – Психическое развитие индивидуума и человеческого рода (есть русский перевод); 2. Social and Ethical Interpetation in Mental Development – Психическое развитие с социологической и этической точки зрения (есть русский перевод); 3. Thougths and Things – Мысли и вещи (V. I–III).

    Если обратиться к современным трудам по психологии детства, то надо признать, что литература возрастает здесь чрезвычайно быстро. Среди французских авторов на первом месте должны мы поставить Бине (Binet), который был основателем в Париже (в 1898 г.) общества изучения души ребенка (Societe libre pour l'etude psychologique de l'enfant). Бине был выдающимся психологом и выдающимся организатором научных исследований. Выходивший под его редакцией журнал Annee Psychologique (ныне выходит под редакцией Pieron) является богатейшим "архивом" по психологии детства. Особенно ценны различные этюды Бине и его сотрудников по изучению анормальных детей, – из этих именно работ и выросла у Бине идея "измерения интеллектуального уровня", сыгравшая такую огромную роль в изучении интеллектуальной жизни детей. Впервые Бине описал свой метод в статье – "Methodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anormaux" (An. Psychol. V. 11. 1905). Через три года в том же журнале он напечатал новую редакцию вопросов, предлагавшихся при испытании; наконец, в 1911 г. (An. Psychol. V. 17, 1911) Бине напечатал большой этюд, посвященный обзору литературы, возникшей в связи с предложенным им методом, а также указал новые модификации своего метода. В настоящее время существует отдельное

     

    – 5 –




    издание этой работы Бине, приспособленное для производства исследований по его методу – А.Вinet et Th.Simоn – La mesure du developpement de I'intelligence chez les jeunes enfants. Paris. 1917 *).

    Бине принадлежит еще целый ряд работ по психологии детства. Из них помянем прежде всего замечательную его книгу– L'etude experimentale de Pintelligence, которую можно назвать классическим трудом по "клинической психологии". В этой книге Бине излагает результаты своих исследований над двумя девочками в течение 1½ лет. Очень ценна и другая его книжка – Новые идеи о детях (есть русский перевод). О других, более специальных его работах придется нам не раз вспоминать в дальнейшем.

    Из других французских авторов должно еще помянуть Клапареда (С1араrеdе), написавшего прекрасную книгу – Экспериментальная педагогика и психология детства (есть русский перевод). Ему же принадлежит много отдельных статей в издаваемом им (вместе с Flournoy) журнале – Archives de Psychologic Упомянем еще Компейре (Соmpауrе), главная книга которого появилась давно в русском переводе (Умственное и нравственное развитие ребенка), Кеира (Qеyrat – La logique des enfants, а также L'imagination et ses variete's chez l'enfant). Книги Пере (Рerez – 1. Les trois premieres annees de l'enfant и 2. L'enfant de trois a sept ans – они переведены и на русский язык) не имеют большой ценности.

    Из английской и американской литературы по психологии детства, кроме упомянутых выше работ Болдвина, Шинн, Селли и Холла, укажем еще на книги: Moore – The mental Development of a Child. New York. 1896; Chamberlain – The Child: a study in the Evolution of Man (есть русский перевод).

    Немецкая литература по психологии детства очень богата. Не говоря о специальных журналах, в которых постоянно можно найти много работ по психологии ребенка, укажем на наиболее ценные книги. Упомянем прежде всего о вышедшей недавно вторым изданием книге Штерна (W. Stern – Psychologie der fruhen Kindheit. 1921), Книга эта ценна не только своими идеями, но и богатым фактическим материалом (на русском языке имеется перевод 1-го издания). Упомянутые мной лекции Гроса о душевной жизни ребенка вышли ныне пятым изданием (на русском языке было два перевода разных изданий этой книги;

    _______

    *) Лучший обзор библиографии по этому вопросу и модификаций метода Бине можно найти в новой книге В. Штерна (Stern – Die Intelligenz der Kinder und Jugendlichen. 1920).

     

    – 6 –




    один из них вышел под моей редакцией). Достойны упоминания еще книги Дирофа (Dуrоff – Ueber das Seelenleben des Kindes. 2 изд. 1911), Гауппа (Gaupp – Psychologie des Kindes. 4 изд. 1918 – есть старый русский перевод), Бюлера (К. Buhler – Die geistige Enwickelung des Kindes. 2 изд. 1921), Клозе (Кlоse – Die Seele des Kindes, 1920), Коффка (Koffka – Die Grundlagen der seelischen Entwickelung. 1921). Из всех этих книг наибольшей ценностью обладают труды Штерна, Гроса и Бюлера. Не могу здесь не упомянуть о той литературе по пс–ихологии детской души, которая связана с известным направлением в современной психопатологии – именно со школой Фрейда (Freud). Известно, что школа Фрейда придает особое значение в психических заболеваниях тем "конфликтам" в детской душе, которые возникают в ней очень рано (по мысли этой школы – на сексуальной почве). Отсюда очень глубокий интерес всего этого течения к психологии детства. Мы будем иметь случай подробно коснуться "сексуального монизма" Фрейда в связи с тем анализом сексуальной психики у ребенка и там мы постараемся выделить правду и неправду в этом направлении, но сейчас укажем лишь на то, что этой школе психология детства обязана разработкой вопроса о сексуальной жизни ребенка. Кроме общей работы Фрейда о половом влечении, где Фрейд анализирует сексуальное развитие ребенка, укажем на его же этюд – Analyse d. Phobie eines 5-jährigen Kindes (Zeitschrift f. psycho-analyt. Forsch. I. 1909– был переведен на русский язык) и Hugo Неllmuth – Aus dem Seelenleben des Kindes. Eine psycho-analytische Studie. 1913 *).

    Что касается России, то надо признать, что интерес к проблемам детства в ней всегда был велик, особенно возрос он в последнее время. В России переводились решительно все ценные книги по психологии детства, в Москве издавалась, под общей редакцией Виноградова и Громбаха, целая серия книг по вопросам детства (в этой серии и были изда-ны,между прочим,труды Болдвина). Были попытки издавать особый журнал, посвященный психологии детства – Психология и дитя – сколько мне известно, прекратившийся на втором году издания. За последние годы, насколько мне известно, выходило несколько специальных журналов, посвященных проблемам детства. Из

    _______

    *) По вопросу о применении психоаналитического метода к детям см. энергические возражения Штерна против этого в специальной статье, посвященной этому вопросу, в Ztschr. f. angew. Psychol. В. VIII.

     

    – 7 –




    книг, посвященных детству, на первом месте надо поставить забытую, к сожалению, но выдающуюся книгу г-жи Конради – Исповедь матери, – где с чрезвычайным знанием дела, на основании непосредственного опыта описана история духовного созревания двоих детей. Хотя книга г-жи Конради имеет преимущественно педагогический характер, но и для психолога детства она имеет первостепенное значение. Очень высоко стоит известная книга проф. Лесгафта – Воспитание в семье и школе, – где находим знаменитую классификацию детских типов. В выходившей в Петербурге "Энциклопедии семейного воспитания" несколько выпусков было тоже посвящено психологии ребенка.

    Изданный Педагогической Академией сборник статей под общим названием – Душевная жизнь ребенка – почти исключительно заключал в себе компилятивные статьи. Гораздо ценнее статьи, принадлежавшие перу г. Румянцева, печатавшиеся в "Вестнике Психологии". Уже во время великой войны вышла в Москве книга прив.-доц. Корнилова – Психология ребенка *).

    Не имея возможности дать в настоящих условиях полный библиографический обзор появившейся в России литературы по психологии детства, я думаю, что и отмеченные мной издания свидетельствуют о высоком интересе русских педагогических кругов, русского общества к душевному миру ребенка. Начиная с книги проф. Сикорского (Душа ребенка), выдержавшей два издания на русском и немецком языках, самостоятельная русская литература по психологии детства все время развивалась. Педологический институт в Петрограде, Институт в Москве, находившийся под руководством проф. Россолимо, Врачебно-Педагогический Институт, созданный проф. Сикорским в Киеве, – таковы были научные учреждения, посвященные специально детству. Два института дошкольного воспитания (в Петрограде и Киеве) имели специальные кафедры по психологии детства. Все это свидетельствовало и раньше о нараставшем интересе к душевному миру ребенка, – и в полной связи с этим стоит то обстоятельство, что на русский язык было переведено все ценное из литературы по психологии детства **). Меньше всего повезло

    _______

    *) В целом ряде педагогических журналов (Вестник Воспитания, Русская Школа и др.), иногда в других журналах (Вестник Психологии, Вопросы Философии и Психологии) было помещено много статей по общим и специальным вопросам психологии детства. Напомним также о труде г-жи Манасеиной, о работах А.В.Владимирского.

    **) Остались непереведенными дневники г-жи Шинн, хотя они и были намечены к переводу в серии книг, издававшихся под ред. П. Н. Виноградова и Громбаха.

     

    – 8 –




    в России собранию точного и научно пригодного материала. Заслуживают быть отмеченными лишь дневник г-жи Гавриловой, изданный в Москве, да – Записки матери – г-жи Кричевской. В связи с великой войной появилось несколько статей и книг, посвященных вопросу о влиянии войны на детей. Отмечу сборник статей, изданный Киевским Фребелевским Обществом под моей редакцией, – Война и дети. Была подготовлена к печати книга А. В. Владимирского о пробуждении половой жизни у детей, а также моя книга – Роль семьи в жизни ребенка, – но появились ли они в печати, не имею точных сведений *).

     

    __________

     

     

    Участие врачей и естествоиспытателей в разработке проблем детства оказало несомненное влияние на основные тенденции нашей науки, которая долгое время развивалась в связи с проблемами генетической психологии, проблемами психической эволюции. Недавно вышедшая книга Бюлера – Die geisige Entwickelung des Kindes стоит всецело на этой точке зрения и может служить лучшим образцом этого течения в психологии детства **). Кульминационным пунктом его следует считать деятельность Ст. Холла, стремившегося приложить к психической эволюции биогенетический закон. И все же это течение потеряло свое руководящее значение – хотя проблемы, им выдвинутые, еще не нашли своего разрешения, хотя его влияние сказывается доныне в отдельных трудах. Книги Гроса, внешне столь примыкавшие к этому течению, развивавшие биологическое понимание детства, положили тем не менее начало новому плодотворному течению в психологии детства. Это новое течение изучает детство, как таковое; сосредоточивая свое внимание на внутреннем мире ребенка, оно ищет разгадки психического своеобразия детства в нем самом, и в этом смысле оно впервые обосновало самостоятельность психологии детства, как науки. Детство, по взгляду Гроса, есть особая фаза в развитии человека, имеющая свои особые задачи, свое место в созревании личности; биологическая неустранимость детства придает ему внутреннюю целесообразность

    _______

    *) В книге моей – Введение в педагогику, – давно имеющей появиться на свет (в Киеве), несколько глав посвящено тоже проблемам детства.

    **) Тщательный и глубокий анализ вопросов, возникающих для психологии детства при сближении ее с учением о психической эволюции, дает Коffkа в своей интересной книге – Die Grundlagen der psychischen Entwickelung. Eine Einfuhrung in die Kinderpsychologie. 1921.

     

    – 9 –




    и законченность. Развитие психологии детства в направлении, указанном Гросом, во многом перешло те границы, в каких намечалось Гросом изучение детства, но основная идея, одушевляющая построения Гроса – сознание внутренней закономерности, органичности в соотношении психических сил у ребенка, отчетливое сознание действительного психического своеобразия детства – это остается в современной психологии детства доминирующим фактором ее развития.

    Меньший успех в нашей науке имело то направление, создателем и главным выразителем которого явился американский психолог Болдвин. Слабое влияние его идей можно видеть хотя бы в том, что в новейших лучших трудах по психологии детства – Гроса, Штерна, Бюлера – нет никаких указаний на идеи Болдвина (если не считать нескольких замечаний Гроса, который, видимо, знает труды Болдвина, но ценит их совсем не в тех частях, в каких они относятся к душевной жизни ребенка). Конечно, это объясняется слабым развитием и некоторой непопулярностью социальной психологии вообще, – но все же слабое влияние идей Болдвина, который связывает проблемы психологии детства и социальной психологии, печально влияет на развитие нашей науки. При изложении учения Болдвина мы убедимся, что оно имеет фундаментальное значение для понимания развития душевной жизни ребенка *).

    В связи с вопросом о различных течениях в психологии детства я хотел бы коснуться вопроса о ее месте в системе психологического знания. Психология разрослась в целый организм знания, представляя из себя систему наук, – но законченной классификации психологических дисциплин мы еще не имеем. Это связано прежде всего с тем, что вновь отделяющиеся психологические дисциплины не вполне еще ясны в их методологическом своеобразии, в их связи с другими психологическими науками. Чтобы привести яркий пример этого, позволю себе маленькое уклонение в сторону и укажу на неопределенность в характеристике педагогической психологии. Право на существование этой науки признается решительно всеми, но предмет ее и доныне определяется различными авторами различно. Если отбросить те построения педагогической психологии, в которых она являлась ничем иным, как только сочетанием фактов общей психологии и педагогических выводов

    _______

    *) В своем этюде – О социальном воспитании, – вышедшем, насколько мне известно, в нескольких изданиях (в Москве и в Киеве), я имел уже случай изложить идеи Болдвина.

     

    – 10 –




    из них *) – в силу чего педагогическая психология не может быть названа особой наукой, – то надо отметить следующие толкования ее. Чаще всего встречается понимание педагогической психологии, как науки, примыкающей к психологии детства, но освещающей тот же материал с "педагогической точки зрения". В этом духе написана популярная в Германии книга (JahnЯна – Psychologie als p'adagogische Grundwissenschaft. 6 изд.), очень распространенная в России книга прив.-доц. М.М.Рубинштейна (Педагогическая психология). Другие авторы ориентируют педагогическую психологию на дифференциальную психологию – к таким принадлежит новая книга по педагогической психологию, принадлежащая Грунвальду (Grunwald – Pa'dagogische Psychologie. 1921), – к этому же направлению примыкает отчасти Каптерев (Педагогическая психология). В своих лекциях по педагогической психологии и в этюдах, посвященных ее проблемам, я давно уже связываю педагогическую психологию с социальной психологией, видя задачу педагогической психологии в изучении психологии педагогического процесса, как особой формы социального взаимодействия. В соответствии с этим в систему педагогической психологии впервые вводится анализ "педагогической среды", как социально-психического предусловия педагогического процесса.

    Уже из этих беглых замечаний о педагогической психологии ясно, как трудно в наше время построить систему психологического знания и указать в ней место психологии детства. Для тех, кто связывает психологию детства с вопросами психической эволюции, она входит в состав более общей дисциплины – генетической психологии, или, как ныне иногда ее называют более узко, – "психологией развития" (Entwickelungspsychologie). Болдвин, как мы видели, сближает психологию детства с социальной психологией, так как основное условие развития детской души заключается в социально-психической среде, в которой она развивается. Наконец, в психологии детства давно уже было сближение с дифференциальной психологией, так как в детстве с самого начала видели некоторые вариации общего психического уклада. Последняя точка зрения представляется мне принципиально верной. Задача психологии детства заключается в изучении психического

    _______

    *) Примером таких построений может служить книга Селли (Sully) по психологии, названная в новом русском переводе – Педагогическая психология.

     

    – 11 –




    своеобразия детства, – и уже одно это определение приближает нашу науку к дифференциальной психологии, которая и имеет в виду уяснение типических вариаций, наблюдаемых в конкретных проявлениях душевной жизни. "Детство" образует некоторую "натуральную группу" *), рядом с которой можно было бы поставить такие натуральные группы, как "психическая зрелость", "старость". То, что последние группы еще не выделились, как предмет особого изучения, связано с тем, что ими мало занимались и мало обращали внимания на черты их психического своеобразия. В группу дифференциальной психологии входят и такие, все более обособляющиеся области психологического знания, как сексуальная психология, как психология женщины, довольно недурно уже разработанная.

    Не мотивируя во всех частях той классификации психологических дисциплин, которой я придерживаюсь, позволю себе ее привести, чтобы указать место психологии детства.

    I. Теоретические науки о душе    
    А. человека а. Психология отдельного человека 1) Общая психология (с подразделениями: физиологическая психология, экспериментальная психология)

    2) Генетическая психология

    3) Психопатология

    4) Дифференциальная психология (куда входит как особая наука)

    5) Психология детства

    6) Индивидуальная психология (характерология)

      β. Психология социально-психических явлений 1) Общая социальная психология

    2) Педагогическая психология

    3) Экономическая психология

    4) Психология языковая (Sprachpsychologie)

    5) Психология правовой жизни

    6) Религиозная психология

    7) Психология моральной жизни

    _______

    *) Учение о "натуральных группах" очень хорошо намечено Мюнстербергом в его книге о психотехнике (Мünsterberg – Grundzuge der Psychotechnik. 1920).

     

    – 12 –




    В. Науки о психической жизни других живых существ 1) Зоопсихология

    2) Фитопсихология (?)
    II. Прикладные науки о душе 1) Психотехника (прикладная психология)

     

    __________

     

     

    В настоящей вступительной главе мы должны еще коснуться вопроса о методах .

    Конечно, для психологии детства сохраняет свою силу то, что имеет значение для общей психологии, т. е. что главным методом должно быть самонаблюдение. Но в каком смысле это приложимо к психологии детства? Дети имеют так мало интереса к самим себе, к своей внутренней жизни, способность различения и анализа – в отношении к миру внутренней жизни – еще настолько слабо развита у них, наконец, уменье точно формулировать и ясно выражать свои переживания тоже так еще слабо у них, – что пользоваться самонаблюдением детей совершенно невозможно. Конечно, мы, взрослые, сохраняем в своей памяти те или иные воспоминания из нашего детства, которые позволяют нам, с большим или меньшим успехом, проникать в душевный мир ребенка. Но, во-первых, наши воспоминания очень отрывочны и неполны: мы будем иметь случай подробно говорить об этом при изучении работы памяти у ребенка. Неполнота, отрывочность наших воспоминаний делают их очень ненадежными руководителями при анализе души ребенка. Но еще важнее этой количественной скудости воспоминаний их слабая качественная пригодность: воспоминания наши не только недостаточно полны, но в них очень часто встречаются существенные изменения. По известному выражению Пушкина:

    Все мгновенно, все пройдет:

    Что пройдет, то будет мило,

     

    наша память редко сохраняет тяжелые и неприятные переживания, точно стремится отодвинуть их в глубину души, – и наоборот, то, что сохраняет наша память обыкновенно носит черты несомненного смягчения и ослабления "острых углов". Вместе с тем на наши воспоминания оказывает большое влияние отдаленность тех событий, о которых мы вспоминаем:

     

    – 13 –




    чем позже мы вспоминаем те или иные факты, чем больше мы отодвигаемся от них, тем больше меняется наше понимание их, меняется наша психическая "установка", имеющая столь большое влияние на содержание всплывающих у нас воспоминаний *). Подобно тому, как далеко отстоящие предметы кажутся нам во многом иными, чем при близком их восприятии,– и психическая "удаленность" значительно меняет то, что мы воспринимаем внутренним взором, т. е. наши воспоминания **). Из этого ясно, что те остатки самонаблюдения, которые в виде воспоминаний сохраняются в душе от нашего детства, не могут служить нам в качестве основного материала при построении психологии детства. Тем существеннее значение воспоминаний детства в другом отношении: они имеют очень глубокое влияние на наше понимание детства, развивая в нас непосредственное, интуитивное вживание в душевный мир ребенка. Не сообщая нам точного материала, будучи неполными и отрывочными, наши воспоминания из времени детства сохраняют в нас способность конгениальной отзывчивости на то, что переживают наблюдаемые нами дети. Благодаря именно им и развиваемому ими интуитивному пониманию детской души внешнее наблюдение и получает свою научную ценность в психологии детства. Надо, впрочем, отметить, что и в общей психологии роль "самонаблюдения" главным образом заключается тоже в том, что оно делает возможным и плодотворным внешнее наблюдение, открывая нам внутренний смысл наблюдаемых фактов и делая для нас возможным "вчувствование" (Einfiihlung) в чужую душевную жизнь.

    Таким образом, основным методом психологии детства является внешнее наблюдение детей. Следить за развитием ребенка с первых дней его жизни, отмечать появление новых сторон в его реакциях, в его понимании окружающих, в его самостоятельных движениях – следить за развитием каждой психической функции и за их взаимоотношением – вот задача внешнего наблюдения. Эта задача еще так мало, так слабо разрешена! Дело в том, что систематические наблюдения возможны только за своими собственными детьми, когда наблюдатель естественно всегда близок к детям, знает их с первых дней жизни. Но именно это обстоятельство и ослабляет ценность наблюдений, так как они ограничены небольшим

    _______

    *) О роли "установки" в содержании всплывающих образов см. книгу Коffka – Zur Analyse der Vorstellungen.

    **) См. интересный этюд Бервальда – Gesetze der psychischen Distanz.

     

    – 14 –




    материалом. Индивидуальные особенности ребенка нередко принимаются за типичные, случайные явления возводятся в закон, – а тот естественный корректив, который мог бы быть дан сравнением данного ребенка с другими, отсутствует. Не следует забывать, что наше внимание к новым явлениям всегда регулируются нашим пониманием прежнего нашего опыта, – т. е. говоря психологическим языком, регулируется нашими апперцепциями. Перед нами проходят существеннейшие факты, мы их наблюдаем, – но если мы их апперцепируем "неправильно", т. е. не улавливаем их своеобразия, то наши наблюдения теряют свою ценность.

    Выделять толкование наблюдений в особый метод, как это делает Бюлер *), конечно, решительно невозможно: "чистые" наблюдения, в которые не входил бы ни один гран наших толкований, неосуществимы – мы всегда апперцепируем, т. е. сознаем наши восприятия в свете тех или иных образов, идей, настроений, замыслов. Можно и должно стремиться к возможно более "точному" описанию фактов, но недаром современная экспериментальная психология, опирающаяся на так называемые "протоколы", т. е. записи (со стороны лиц, над которыми производится опыт) того, что было в сознании, требует, чтобы опыты производились над лицами, хорошо знающими психологию. Этим путем хотят избегнуть некритического употребления терминов при описании фактов, – и это верно в том смысле, что во всякое "описание" факта неизбежно входит его толкование. Вот почему лица, знакомые хорошо с психологией, могут с наибольшим успехом избежать грубых ошибок при описании фактов... Штерн **) требует, чтобы и при наблюдениях над детьми эти наблюдения производились людьми, психологически образованными. Это, конечно, хорошо, но все же не гарантирует полной достоверности материала. Позволю себе указать на то, что даже у таких первоклассных психологов, как Бине (в его работе – L'etude experimcntale de l'intelligence), как Штерн (в работе – Erinnerung, Aussage und Luge in der fr'uhen Kindheit), мы встречаем ошибочные толкования сообщаемых ими фактов ***).

    При всем том внешнее наблюдение остается единственным методом изучения душевной жизни ребенка. Конечно, и в

    _______

    *) Вüh1еr – Die geistige Entwickelung des Kindes. 2-е изд. S. 57.

    **) Stern – Psychologie der fruhen Kindheit. 2-е изд. S. 8.

    ***) О Бине см. мой этюд – По поводу работы Бине о памяти; что касается Штерна, он ошибочно толкует факты, касающиеся лжи у его детей.

     

    – 15 –




    отношении к детям применим эксперимент; так, один английский ученый применял экспериментальный метод в отношении шестимесячного ребенка при изучении различения цветов у детей *). По движениям детей, по их реакции мы можем судить о тех или иных психических процессах. Среди вспомогательных приемов наблюдения особенно надо отметить изучение мимики детей. Физиогномический метод, как один из вариантов наблюдения имеет большое значение в психологии детства, – и в этом смысле очень жалко, что все дневники, которыми приходится пользоваться, не снабжены в обилии фотографическими снимками тех детей, над которыми производилось наблюдение **).

     

    __________

     

    Мы познакомились с историческим развитием психологии детства, с ее местом в системе психологического знания, с ее методами. Прежде чем мы войдем in medias res – в изучение психической жизни ребенка, – мы должны остановиться на основных принципах современного понимания детства. Эти принципы слишком часто остаются без влияния на анализ отдельных процессов у ребенка, – к сожалению, это так. Мы делаем попытку в настоящей книге подвести итоги научного изучения детской души, связать их с общими принципами и приблизиться, таким образом, к синтетическому пониманию детства, – но, к сожалению, это еще слишком трудно, еще не настало для этого время. Не мало затруднений лежит и в том, что на каждом шагу приходится иметь дело с крупными разногласиями в общей психологии, обойти которые нет никакой возможности. Хотя основной замысел настоящей книги не мог быть выполнен до конца, но все же я надеюсь, что самые основы синтетического понимания детства намечены здесь с достаточной ясностью...

    _______

    *) Wоо1leу – Some experiments on the color perception of on enfant. Psychol. Rew. 1909. Этот метод впервые был указан Болдвином в его труде, посвященном психологии детства.

    **) В своей прекрасно разработанной методике ведения дневников при наблюдении над детьми Штерн (Psychologie der fruhen Kindheit. S. 12–14), к сожалению, совершенно не упоминает об этом.

     

    – 16 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Зеньковский В. В. Психология детства. – Лейпциг: Сотрудник, 1924. – 348 с.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .