. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Семёнов В. Е. Российская психологическая наука в полиментальном мире (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Семёнов Валентин Евгеньевич

    Российская психологическая наука в полиментальном мире

     

    Аннотация. В статье обсуждаются актуальные проблемы развития российской психологической науки в современном глобальном и полиментальном мире. Рассматриваются различные научные взгляды на развитие цивилизации. Анализируется полиментальность российского населения и российских психологов. Обращается внимание на необходимость прогнозировать будущее российской психологической науки в контексте будущего России. Автор предлагает увеличить число издаваемых в России качественных психологических журналов с иностранным присутствием, а также создавать центры международного сотрудничества, прежде всего, с представителями "Русского мира" за рубежом, а также коллегами из стран БРИКС. Делается вывод о противоречивости развития российской психологической науки в условиях современной внешней и внутренней полиментальности.

    Ключевые слова: российская психологическая наука в контексте будущего России; капитализм; полиментальность населения и российских психологов; качественные журналы с иностранным присутствием; центры сотрудничества с иностранными коллегами.

     

    Я рассматриваю статью своих уважаемых коллег, как своевременный призыв серьезно задуматься о судьбе и пути российской психологической науки, о её будущем [1]. Авторы проделали ценный анализ состояния и тенденций в современной психологической науке в различных регионах и мире в целом. Я согласен с их основным выводом о том, что "глобальная психология формируется как многополюсное сетевое образование, включающее весьма различающиеся центры" [1, с. 66]. Согласен я и с выводом о необходимости расширении диалога с зарубежными коллегами, и с тем, что отечественная психология обладает серьезным теоретико-методологическим базисом и своей творческой спецификой. Вызывает несогласие только использование авторами иностранного термина "туземные психологии" для психологической науки развивающихся стран. Оно вызывает ассоциации с временами колониализма. В данном случае следует найти более адекватный эквивалент. Соглашаясь практически со всеми суждениями коллег, хотелось бы кое в чем развить их анализ и дополнить его некоторыми насущными проблемами.

    Прежде всего, возникает философско-мировоззренческий вопрос: разве в современном "глобальном мире" у психологов есть какое-то единое понимание человека, его места и миссии в нашем мире? Единообразная концепция человека, основанная на марксистском учении, имела место разве что в Советском Союзе и других странах социализма в прошлом веке. Ныне в этих странах идейный плюрализм, а в России государственная идеология конституционно отменена. Известный американский ученый С. Хантингтон считает, что на глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. А сам тезис о возможности универсальной цивилизации – это западная идея. Помимо западной он выделяет ещё семь цивилизаций, в том числе, православно-славянскую [8]. Вместе с тем, другой американский ученый Р. Инглхарт, наоборот, утверждает, что страны различных культур идут по одному универсальному пути: от ценностей выживания к постматериальным, секулярно-рациональным ценностям [10]. Предводительствуют, как он считает, конечно, западные либеральные страны во главе с США.

    Ныне на фоне глобальной интернет-коммуникации, миграции и туризма мы сталкиваемся с повсеместными разногласием и полиментальностью [7], доходящими до ценностно-нормативной несовместимости представителей разных менталитетных групп уже внутри стран. Эти процессы искусственно раздуваются и управляются в ходе информационно-психологических войн и оранжевых революций, чему мы являемся свидетелями [3]. Часть российских психологов после распада Советского Союза и падения "железного занавеса" восприняли глобализацию и современное состояние мира как некий неизбежный "нормальный" рыночно-капиталистический феномен. Однако, опыт антироссийских санкций и последние разработки интеллектуалов "Римского клуба" свидетельствуют об обратном [9]. Их доклад доказывает пагубность и безнравственность современного капитализма (грандиозные финансовые спекуляции, оффшорное мошенничество, вопиющее социальное неравенство, рост авторитаризма, разрушение природы и климата , возрастание угрозы большой войны и др.). Более того, они признают, что крах социалистической системы и победа Запада привела его к неадекватной "гордыне". Избавление от всех этих глобальных опасностей требует иного мировоззрения, отказа от пагубной жажды наживы и крайнего эгоизма. Высказывается призыв к новому образованию и воспитанию, к новым нравственным ценностям. Добавим, что о противоречиях между идеологией капитализма, бизнеса, конкуренции и принципами христианства, братской любви, гуманизма с тревогой писали ещё более полувека назад такие западные психологи как К. Хорни, Э. Фромм, В. Франкл [5]. В этом контексте умонастроение и социально-экономическая политика российских либералов-западников выглядит вопиюще не научной и ретроградной.

    Российские психологи полиментальны, как и всё население [4, 6] однако разные типы менталитетов представлены среди них в других соотношениях. И как раз среди университетских психологов наших столичных городов преобладают представители либерально-индивидуалистического менталитета, которые пользуясь поддержкой либеральных чиновников, курирующих образование и науку, а также либеральных СМИ, способствуют внедрению в российское образование западных и доморощенных инноваций, от которых страдает качество обучения и воспитания наших детей, их российская идентичность. Вместе с тем в последние годы всё чаще можно встретить поборников христианской психологии, которые соработничают с Русской православной церковью, преподают в учебных заведениях РПЦ. Фактически эти две ментальные группы, как во времена Ф. Достоевского, продолжают в наши дни противостояние "почвенников" и "западников ", уже в психологии. Реже обнаруживают себя сейчас психологи коллективистско-социалистического менталитета, уходят по возрасту. Зато телевидение пиарит каких-то "психологов-астрологов" и экстрасенсов, представителей языческо-шарлатанского менталитета. Вместе с тем, трудно серьезно обсуждать будущее российской психологической науки без четкого представления о идеалах, целях и миссии России. Какую личность мы воспитываем? Куда идем ? По крайней мере уже для многих очевидно, что это не общество потребления и квалифицированных потребителей, ибо такое устройство сулит цивилизационный тупик. Не случайно прогноз развития психологической науки нашими психологами фактически касается лишь сведений о различных методических и технических новациях [2].

    Что касается контактов российских психологов с зарубежными коллегами, думается, прежних затруднений здесь нет. Раньше была проблема языка и общения, но молодое поколение от этого уже не страдает. Главное в другом: в профессионализме и самостоятельности, в желании творить, а не быть просто последователями – подражателями западных ученых, имея за плечами труды и опыт И. Сеченова, И. Павлова, В. Бехтерева, А. Ухтомского, Г. Челпанова, А. Лазурского, П. Сорокина, Л. Выготского, С. Рубинштейна. А. Леонтьева, Б. Ананьева, В. Мясищева, К. Платонова, Б. Ломова и др., а также некоторых российских современников. Ещё чрезвычайно важное условие: найти зарубежных коллег с действительно близким и научными интересами и даже ментальностью, но именно сейчас этому мешает демонизация России и нагнетаемая русофобия. Очень мешает научному творчеству нелепое лакейское требование российских чиновников от науки – обязательно печататься на западе (особенно нелепое для социально-гуманитарных ученых), что породило затратные манипуляции с сомнительными изданиями и индексом Хирша. А на самом деле просто необходимо иметь больше отечественных качественных психологических журналов с иностранным присутствием, соответствующим и требованиями к статьям и переводами не только аннотаций, но и самих статей. Кстати, это важно и потому, что родной русский язык позволяет выразить и передать мысли более адекватно и глубоко. Несомненно, следует выстраивать сотрудничество с коллегами на постсоветском пространстве, с российскими психологами-эмигрантами ("Русский мир"), психологами стран БРИКС (кроме России входят Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканский союз). Пытаться создавать международные психологические центры сотрудничества именно в России и во главе с отечественными учеными.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что российская психологическая наука развивается в противоречивых условиях внешней и внутренней полиментальности. При этом представители прозападно-либерального менталитета деструктивно влияют на национально-культурную идентичность, прежде всего, подрастающего поколения и порождают социальные конфликты, в том числе в психологическом сообществе. Можно предположить, что психологическая наука способна играть действительно важную позитивную роль только в обществе, где человек, правда и справедливость являются реальными ценностями. Если этого нет, психологическая наука постепенно становится инструментом для более изощренного управления и манипуляции людьми. Следует специально отметить, что в современном глобальном мире всё явственней прослеживается тенденция, устрашающий "расцвет" которой пророчески воспроизвел О. Хаксли в своем романе-антиутопии о мировом тоталитарном государстве "О дивный новый мир" (1932 г.).

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 57-70.

    2. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 году // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 45-64.

    3. Ковалева Ю.В., Соснин В. А. Психоисторическое противостояние Запада и России в ХХI веке: социокультурные и социально-психологические детерминанты [ Электронный ресурс ] // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 119-142.

    4. Семёнов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов (Хрестоматия) / Сост. А.Л. Свенцицкий . – СПб.: Питер. 2000. С. 485-492.

    5. Семёнов В.Е. Современные методологические проблемы в российской социальной психологии // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 38-45.

    6. Семёнов В.Е. Проблемы ценностно-ментальной идентичности российских психологов // Методология современной психологии. Вып. 7. / Под ред. В.В. Козлова и др. М.-Ярославль. ЯрГУ. 2017. С. 352-358.

    7. Семёнов В.Е. Российская идентичность и патриотизм в полиментальном обществе [ Электронный ресурс ] // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2017. Т . 2. № 3. С. 116- 142.

    8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ , 2005.

    9. von Weizsacker E., Wijkman A. COME ON! Capitalism, Short-termism, Population and Destruction of the Planet – A Report to the Club of Rome. – Springer. 2018.

    10. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. – Princeton. 1997.

     

    RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SCIENCE IN THE POLYMENTAL WORLD.

    V.E. Semyonov

    The Center of political and psychological research, St. Petersburg, Russia.

    Sc. D. (psychology), Professor, Scientific Director.

     

    Abstract. The article discusses actual problems of development of Russian psychological science in the global and polymental world. Discusses the various scientific views on the development of civilization. Examines polymentality of Russian population and Russian psychologists. Attention is drawn to the need to predict the future of the Russian psychological science in the context of the future of Russia. The author proposes to increase the number published in Russia high-quality psychological journals with foreign presence, as well as to create centres of international cooperation, primarily with representatives of the "Russian world" abroad, and also colleagues from the BRICS countries. The conclusion about the inconsistency of development of Russian psy chological science in conditions of modern external and internal polymentality.

    Keywords: Russian psychological science in the context of the future of Russia; capitalism; polymentaly of Russian population and Russian psychologists; high-quality journals with a foreign presence; the centres cooperation with foreign colleagues.

     

     

    Издание:

    Семёнов В. Е. Российская психологическая наука в полиментальном мире // Психологический журнал. 2019, № 1, с. 137-140.

     

    Текст с сайта www.xpa-spb.ru (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2019.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .