. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Коржевский Вадим иерей. О вере спасающей (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Коржевский Вадим иерей

    О ВЕРЕ СПАСАЮЩЕЙ

     

    Христос Воскресе!

    Воистину Воскресе! – Такими или подобными этим словами приветствовали друг друга апостолы, передавая радостную весть о воскресении Христа! Первыми эту весть услышали жены-мироносицы от ангела, когда пришли рано утром ко гробу. «Он воскрес, – сказал им ангел, – Его здесь нет». Весть была настолько поразительной и необыкновенной, что они, как неготовые к принятию такой вести, убежали, никому ничего не сказав. С трудом в это поверили и апостолы, как слышали мы в Евангелии.

    Господь явился ученикам в самый день Своего воскресения, вечером, проникнув в горницу сквозь запертую дверь. Апостолы, боясь иудеев, закрылись накрепко, пребывая в страхе, опасении и недоумении из-за всех происшедших событий. Явившись посреди них, Господь позволил им осязать Себя, показал им раны на руках, на ногах, на ребрах. Апостол Фома в это время отсутствовал, и когда ученики сообщили ему о воскресении Христа, то он, приведенный в недоумение радостной вестью, ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20;25). Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику Своему желанное удостоверение. По прошествии недели, когда Фома был вместе с учениками, Он опять явился им и, обратясь к Фоме, сказал: «Подай перст свой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20;27). Этими словами Господь показал, что Он присутствовал как Бог, среди апостолов и в то время, как Фома высказал свое недоумение. И Фома после этих слов воскликнул: «Господь мой и Бог мой»! Этим восклицанием он засвидетельствовал, что удостоверился не только в Воскресении, но и признал Иисуса Христа Богом. А Господь ему на это ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие» (20;29).

    Здесь Господь сказал о всех нас, не видевших Его телесными очами. Блаженны не те, которые видели Его, но те, которые веруют в Него и исповедуют Его Богом. Сущность дела – в вере. Она приближает нас к Богу, усвояет Ему и делает чадами Его. Веровати подобает приходящему к Богу, – наставляет св. Апостол (Евр.11,6). Вера – это орудие, которым Бог спасает человека. Мы погибли, потому что поверили льстивым словам врага Божия и нашего. Праотцы поверили змию и были изгнаны из Рая. Снова войти туда возможно только тому, кто поверит Богу, и будет внимать словам Его.1 Слова Его, будучи словами Божиими превышают разумение человеческое и являются непостижимыми для ограниченного тварного ума. Принять и постигнуть Слова Божии невозможно иначе, как верой. «Вера, – говорит св. Игнатий Брянчанинов, – по естественному свойству своему, способна принять и усвоить уму и сердцу то, что непостижимо для ума – не может быть принято обыкновенным путем суждения».2

    Но не только непостижимые познания усваивает вера человеку; она еще усваивает ему гораздо большее – праведность. «Праведность от веры» (Рим. 9;30), – убеждает апостол Павел, доказывая эту истину различными примерами и доводами.3 И в ветхозаветные времена, и во времена новозаветные только через веру люди получали оправдание. Рождается вопрос: почему же тогда Откровение говорит о малом числе спасаемых (Мф. 7;13)? Ведь вера присуща всем; она с самого сотворения вложена Богом в природу человеческую и подчинена произволению каждого. «Вера есть дар всеблагого Бога, дарованный нашему естеству, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – … почему скифы и варвары естественно имеют веру и верят словам один другого»,4 и верят в Бога, хотя по-своему.5

    Спасает ли их такая вера? На этот вопрос Церковь и Ветхозаветная, и Новозаветная всегда отвечала однозначно – нет. Любой другой ответ будет богохульным, ибо Церковь всегда признавала одно средство спасения – Искупитель и вера в Него! «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься», – ответили апостолы вопросившему их темничному стражу (Деян. 16;31). «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3;18), – говорится в Писании.

    По учению святых Отцов, «признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и может быть, не ведая того, впадает в тяжкий грех богохульства».6 Это богохульство заключается в той мысли, что Искупление и Искупитель не были необходимостью для людей и что люди могут удовлетворить своему спасению собственными средствами.7 «Невозможно спастись никому, кто не имеет непостыжающей и твердой веры во Христа», – говорит св. Симеон Новый Богослов.8 Но в других местах тот же святой Отец, как бы противореча себе, заявляет, что не должно думать, будто бы для спасения достаточно нам лишь веровать в истинного Бога и исповедовать Христа. Можно послушать хотя бы эти его слова: «Кто именуется христианином, и, говоря, что исповедует Христа Богом и верует в Него, в силу одного такого исповедания думает, что есть христианин и имеет сподобиться царствия Христова, тот обманывается».9

    Впрочем, с ним нельзя не согласиться, потому что действительно, многие верят в Бога и даже многие правильно исповедуют Христа Богом, но далеко не все из них спасаются. Доказательством чего являются те же верующие бесы, которые не только верят в Бога, но и открыто исповедуют Христа Господом, говоря: вемы, кто еси, Святый Боже (Мк. 1;24. Лук. 4;34) или прямо заявляя: Ты Сын Божий (Мк. 3;11). Однако эти верующие осуждены в геенну огненную. От такой веры нет никакой пользы, по той причине, что она, по слову апостольскому, мертва (Иак. 2;20), а это равносильно тому, что ее не существует, ее просто нет. Впрочем, вера как свойство бессмертной разумной сущности и умирает подобно ей – не по бытию, а по образу бытия. Известно, что всякая человеческая душа, когда умирает, то лишается не бытия, а благобытия. Смерть есть разделение или отделение одного от другого: смерть телесная состоит в разлучении души от тела, а смерть душевная – в разлучении души от Бога. При этом смерть расторгает только их взаимный союз, но не лишает бытия: тело продолжает жить своими элементами, душа замыкается в себе и начинает жить своим существом, а Бог остается в своем неприступном свете. Жизнь – явление, противоположное смерти. И если смерть есть разделение, то жизнь – соединение.10 Кроме того, присутствие жизни узнается по двум характерным для нее признакам. Этими признаками являются чувствительность и движение. Где есть чувство и действие, там, очевидно, присутствует жизнь, а где этих признаков нет, там налицо присутствие смерти. Вера живая не может быть без сочувствия истинам веры и без дел по вере. Вера без дел мертва есть, – говорит Апостол (Иак. 2;20), вспоминая слова Христа, говорившего некогда к народу: что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите яже глаголю (Лук. 6;46). Веру свою надо не только исповедовать устами, хотя бы и от избытка сердца, но и выражать, доказывать ее жизнью по заповедям. «Покажи ми веру твою от дел твоих, – говорит опять Апостол признающему Христа одним умственным убеждением.

    Одной школьной теоретической веры недостаточно для спасения, ибо она не охватывает всех сил человеческой души, а является принадлежностью одного только ума. Нужно, чтобы уму еще сочувствовало сердце (Рим. 10;9) уяснением истин христианских и содействовала воля исполнением евангельских заповедей (Ин. 14;21). Когда, таким образом, ум, сердце и воля, совокупившись воедино, устремятся к Богу, и к вере естественной, умовой присоединится еще вера сердечная и деятельная, тогда Христос – Бог, обещавший быть там, где соберутся воедино двое или трое во Имя Его, таинственно явится в горницу человеческой души и оживит (воскресит) мертвую ее веру, вдунув в нее Духом Своим Святым дыхание жизни. С этого момента умовая, сердечная и деятельная вера получит оживление и спасительное качество, через соединение с Богом животворящим, ибо где Бог, там жизнь и спасение, а где Его нет, там смерть и пагуба.

    Потрудимся, братья и сестры, над приобретением живой и спасительной веры. Позаботимся стяжать не только веру от слуха (Рим. 10;17), но и веру от дел (Иак. 2;18). Осяжите Мя через исполнение заповедей Моих, говорит нам Господь подобно тому, как некогда говорил Апостолам; осяжите Меня через деятельную веру; рассмотрите Меня умным оком сердца своего и видите (Лук. 24;40) Меня невидимого духовным ощущением. Всякий таким образом видящий и осязающий Меня уверится во Мне, признает Меня Спасителем Своим, и, ощутив надежду на спасение свое, воскликнет вместе с возлюбленным апостолом Моим: Господь Мой и Бог Мой (Ин. 20;28). Аминь.

     

     

    Литература:

    1 Св. Симеон Н. Богослов. Т. 1. Сл. 30. § 4. – М., 1993.

    2 Св. Игнатий Брянчанинов, Т. 2. – M., I989. С. 335-336.

    3 Евр. 11 гл. Гал. 3; 6-8, Рим. 9; 30-33 и т.д.

    4 Св. Симеон Новый Богослов. Т. 2. Сл. 56. – М., 1993. С. 22.

    5 Эту мысль подтверждает Цицерон, который от лица всего язычества сказал: «Из всех родов животных нет ни одного, кроме человека, которое имело хоть малейшее познание о Боге, и в среде самих людей нет ни одного народа, который был бы настолько груб и настолько дик, что хотя и не ведал бы, какого именно свойственно иметь человеку Бога, но всячески не знал бы, что Его должно иметь».

    6 Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 4. – M., I993. – С. 480.

    7 Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 2. С. 331.

    8 Св. Симеон Нов. Богослов. Т. 1. Сл. 18. С. 168.

    9 Там же. С. 266.

    10 Преп. Антоний Великий. Добротолюбие. Т. 1. Наставления… Гл. 93. – М., 1992. С. 81.

     

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .