. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Иннокентий (Борисов) архиеп. Воскресение Лазаря (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Иннокентий (Борисов) архиеп.

    ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ

    (из богословских чтений архиепископа Иннокентия)1

     

    Вольнодумцы предполагают, что «Лазарь действительно не умер, а находился только в состоянии обморока. Он был болен – сначала легко, но потом случился с ним сильный припадок, так что он лежал совершенно без чувств, без дыхания. Две сестры его (Марфа и Мария) почли его умершим и – схоронили. Иисус Христос по первому известию о болезни Лазаря заключил, что она не опасна; потому и промедлил на одном месте.

    _______

    1 Воскресение Лазаря есть одно из величайших чудес Спасителя и одно из важнейших доказательств божественной христианской религии. Поэтому лучшие из христианских богословов, в своих исследованиях о божественном происхождении христианства, не могли обходить молчанием это чудо, – тем более, что глаголющиися быти мудры, вольнодумцы и совопросники века употребляли различные способы на то, чтобы если не отвергнуть, то по крайней мере низвесть это чудо в ряды событий естественных. И знаменитый Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, во время своего профессорского служения в одном из высших духовно-учебных заведений, в своих богословских чтениях обращал на этот предмет нарочитое внимание своих слушателей. Большая часть того, что писал он для классического чтения, в то же время была напечатана в Христианском чтении (1828 г., ч. XXIX), а потом, спустя 30 лет, и в особенном издании (Последние дни земной жизни Иисуса Христа, по сказанию всех четырех Евангелистов, издание 2-е. Одесса, 1860 года), – с той целью, чтобы при благословении Божием, возбудить в боголюбивых читателях веру и любовь к Господу нашему Иисусу Христу, который и во всей земной жизни своей есть высочайший образец совершенства для всего рода человеческого, а в последних днях своего земного служения человечеству и среди страданий своих – особенно является яко Единородный от Отца, исполнь благодати и истины (см. предисл. к Последн. дням земной жизни Иисуса Христа, стр. V). Сообразно с этой целью и по обстоятельствам времени, в печатные издания не вошла так называемая "полемическая" или "обличительная", часть чтений, направленная против современных усилий лжеименуемого разума, взимающегося на разум Божий (2 Кор. 10, 5). Но внимательные слушатели сохранили в своих записках и передали нам (конечно не во всей полноте) большую часть и того, что в свое время не было предложено общественному вниманию, и в этом сохранившемся слышится нам голос одного из просвещеннейших наших архипастырей, который с неподражаемою простотою и силою слова соединил ясность и возвышенность мысли. В предлагаемой статье читатели могут видеть, как смотрел Иннокентий на усилия толкователей-вольнодумцев изъяснить величайшее из чудес Спасителя – Воскресение Лазаря. П. Савваитов.

    – 131 –



    Потом, от другого вестника Он узнал, что Лазарь умер. Эта неожиданность поразила Его. Сообразив обстоятельства болезни, которую Ему представляли так неопасною, Он возымел ту мысль, что это едва ли не есть сильный обморок. В такой надежде Он поспешил к Вифанию. Здесь, по Его приказанию, открывают гроб. Свежий воздух, проникнувший в пещеру, заставляет пробудиться Лазаря. Иисус Христос первый замечает в нем знаки жизни, и – благодарит Бога». Вот сущность изъяснения вольнодумцев.

    Какие же доказательства на то, что это так было? – Доказательства, говорят, в самой евангельской истории.

    Иоан. 11, 1-4: Бе некто боля Лазарь от Вифании, от веси Мариины сестры ея. Бе же Мария помазавшая Господа миром, и отершая нозе Его власы своими, еяже брат Лазарь боляше. Посласте убо сестре к Нему, глаголюще: Господи! се, егоже любиши, болит. Слыша же Иисус, рече: сия болезнь несть к смерти, но о слове Божий, да прославится Сын Божий ея ради.

    «Когда сестры Лазаревы послали к Иисусу с известием о болезни брата своего, Иисус, услыша это, сказал: сия болезнь несть к смерти, то есть, несмертсльная. Таким образом Он вовсе не думал, что Лазарь умрет; а показал, что при пособии врачебного искусства сделается здоров. Слова: сия болезнь не к смерти, но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради – не заключают ничего противного предыдущей мысли: прославится (говорят) не тем, что возбудит Лазаря от смерти, но – советами, какие подаст, и решительным отгаданием болезни. А может быть слова: о славе Божией и проч. прибавлены самим Евангелистом, как это он часто делает».

    Что сказать на это? – Если бы действительно Иисус Христос утверждал, что болезнь Лазаря не смертельная, то такой тон Ему был бы вовсе неприличен: а) откуда Он знал, что эта болезнь – не к смерти? б) как можно было решительно сказать, что Лазарь не умрет? А если бы умер (как действительно случилось), то не пострадала ли бы от того честь Иисуса Христа? таким образом могло б быть обмануто все семейство Лазарево. Притом в) слова: да прославится Сын Божий ея ради – явно показывают, что Иисус Христос имел в виду воскресение Лазаря: ибо что за прославление в двух-трех советах, поданных больному? Если же Он разумел только это прославление: то

    – 132 –



    надобно было бы допустить, что Его язык был слишком высокомерен, какой приличен только какому-нибудь хвастливому раввину.

    Ст. 6: Егда же услыша, яко болит, тогда пребысть на немже те месте два дни. Услышав о болезни Лазаря, Иисус Христос медлит. Опять нерешительность – недостойная Иисуса, если не изъяснять ее.из внутренней уверенности Иисуса Христа, что Он во всяком случае, даже если бы и умер Лазарь, может спасти его: иначе такая медлительность показала бы недостаток Его любви к человечеству, и еще более – пренебрежение к лицам, Его любящим. – Скажут: припадок был не смертельный. Все однако ж медление было бы безрассудно: Он мог себе представить, что сестры, не поняв состояния больного, легко могут схоронить его (как это действительно и случилось).

    Ст. 11: Лазарь друг наш успе: но иду, да возбужу его. «Новое доказательство, что Иисус Христос не считал Лазаря умершим, но – только в сильном обмороке».

    Но как же Он узнал, что с Лазарем случился обморок? «К нему приходил другой посол, который известил Его об этом».

    А по какому праву предполагается другой посол? для пополнения пустоты? Притом ученики действительно думали, что Он говорит о сне не смертельном: реша убо ученицы Его; Господи! аще успе, спасен будет. Рече же Иисус о смерти его: они же мнеша, яко о успении сна глаголет (ст. 12. 13). Он сказал им прямо: Лазарь умре (ст. 14).

    Ст. 15: И радуюся вас ради, да веруете, яко не бех тамо: но идем к нему.

    «Радуйтесь, что Я не был там: иначе ваша вера пала бы. Но теперь пойдем, попробуем средств, спасти его. Если средства спусти его будут иметь успех – хорошо; а если нет, то на нас вины не будет: мы не были там».

    Опять принужденный образ толкования! Радуюся вас ради: Иисус Христос радуется за учеников своих, что не находился при Лазаре во время болезни его; ибо если находился там, то освободил бы его от болезни и не допустил бы умереть, – чем отнял бы у себя случай произвести самое замечательнейшее чудо, которое было весьма необходимо для подкрепления духа веры: радуюся вас ради, да веруете. – Скажут: «Он мог бы при

    – 133 –



    Лазаре и допустить умереть ему, чтобы после воскресить его». Но этот поступок был бы жесток в отношении к Лазарю и не свойственен в отношении к Нему самому.

    Ст. 20-24: Марфа убо егда услышала, яко Иисус грядет, срете Его; Мария же дома сидяше. Рече же Марфа к Иисусу: Господи! аще бы еси зде был, не бы брат мой умер. Но и ныне вем, яко елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Глагола ей Иисус: воскреснет брат твой. Глагола Ему Марфа: вем, яко воскреснет в Воскресение, в последний день.

    «Иисус Христос не обещает явно Воскресения, но говорит языком сомнения: – может быть и удастся освободить от смерти Лазаря, а может быть и нет; или слова Иисуса Христа относятся более к будущему воскресению, как и поняла их Марфа».

    Некоторая темнота в словах Иисуса Христа действительно есть; но она совсем не от того происходит, чтобы Он не был уверен в возможности спасти Лазаря: ибо после на недоумение Марфы: Господи, уже смердит – Он говорит решительно: не рех ли ти, яко аще веруеши, узриши славу Божию (ст. 39. 40)? Прикровенность в начале разговора более проистекала из приличного Ему благоразумия – возбуждать малыми намеками веру великую, дабы таким образом дать более места заслуге нравственной... но как же могла ошибиться Марфа, которая имела веру и ожидала чуда (ст. 22), и вдруг оставила эту веру и обратилась к будущему воскресению? – Такая колеблемость в языке Марфы была весьма естественна: она ожидала, что все, чего Он ни попросит у Бога, даст Ему Бог; но вдруг вспомнила, что ее брат – уже четыре дня мертвец! Эта мысль затмила всю ее веру. Знала она, что Иисус Христос творит чудеса; но Он никогда еще не совершал подобного; смелости же просить, чтобы Иисус Христос произвел для нее величайшее из чудес, недостало1.

    _______

    1 В другом месте автор наш излагает эти мысли подробнее. Он говорит: "величественная простота и спокойствие, с коими произнесены слова: воскреснет брат твой! должны были вдохнуть надежду в душу Марфы, но для ней самое это спокойствие было безотрадно: с последними словами ее излился уже, так сказать, весь остаток надежды. Мысль, что Господь так просто и внезапно обещает ей чудесное воскресение брата, – четверодневного смердящего мертвеца, – была превыше ее воображения; сердце искало для слов Учителя обыкновенного и ближайшего смысла, который не требовал бы новых усилий веры. Смысл сей представился сам собою: ибо".

    – 134 –



    Ст. 33-35. Иисус убо, яко виде ю плачущуся и пришедшыя с нею иудеи плачущя, запрети духу, и возмутися сам. И рече: где положисте его? Глаголаша Ему: Господи! прииди и виждь. Прослезися Иисус.

    «Печаль и слезы неуместны, если бы надежда Его на Воскресение Лазаря не была слаба».

    Эта причина – одна из благовидных, но она не сильна. Слово греческое ενεβρψητατο означает возмущение как от печали, так ровно и от неудовольствия. В Иисусе Христе могло родиться много печальных и неприятных чувствований, хотя Он и был уверен в своем могуществе. Печальных, ибо друг Его был мертв; сестры его рыдают неутешно; иудеи, сопровождающие их, также плачут; при таком зрелище чувствительному человеку нельзя не прослезиться: слезы в таком случае текут невольно, по естественной симпатии. Неприятных, ибо среди людей, кои должны были верить ему несомненно, Он находит верующих, кои плачут неутешно. Даже тайная радость в Иисусе

    _______

    выражение "воскреснет", употребленное Иисусом, у иудеев постоянно означало будущее всеобщее Воскресение мертвых (Kuinoel, Comment. Ioh. XI). На сем-то воскресении остановилась скорбная мысль Марфы". И далее: "Несмотря на живость и искренность ее веры, мысль о воскресении брата, которую именно хотел возбудить в ней Господь, и теперь осталась для нее чуждою. (И св. Златоуст и Евфимий полагали, что Марфа не поняла слов Иисуса Христа, как должно. Толк. на Иоанн.). Она могла ожидать от Господа всего, – только не возвращения своей потери, которую почитала невознаградимою. Таково свойство тех, кои долгое время колебались между надеждой и страхом, и наконец предались печали: истощенное сердце становится бесчувственным; как прежде, когда еще оно могло надеется, все ободряло и питало его, в чем человек с холодным размышлением не нашел бы для себя никакого ободрения, так после ничто не может его воодушевить. Посему не должно удивляться, если Марфа как бы противоречит самой себе; и начав верою, когда Иисус Христос еще не подал признака надежды, потом, несмотря на явные намеки на предстоящее чудо, представляется безутешною непонимающею. Сердцу, пораженному скорбью, таковы противоречия весьма естественны; и в Марфе верующей, колеблющейся, недоумевающей, видим изображение всех страдальцев. Впрочем и последние слова Господа, при всей их разительности и способности возбудить надежду на воскресение Лазаря, заключали в себе довольно темноты, чтобы служить испытанием веры. Для безутешной Марфы могло казаться, что Учитель преподает ей наставление о том, что всякому верующему в него не должно заботиться о земном и временном, ниже о самой жизни и смерти, потому что его ожидает блаженство вечное, пред которым временные потери и страдания ничего не значат". Посл. дни земной жизни Господа, ч. 1, стр. 81-84.

    – 135 –



    Христе, что он скоро отрет слезы печальных сестер, в смешении с печальными чувствами могла произвести слезы (см. Быт. 41, 1. 2).

    Ст. 39: Глагола ему (Иисусу) сестра умершаго Марфа: Господи! Уже смердит четверодневен бо есть.

    Это восклицание Марфы сильно стоит за подлинность Воскресения Лазарева. В опровержение говорят, что «Марфа сказала это не по опыту, но – по предложению, что поелику мертвецу уже четыре дня, то непременно должен быть от него запах».

    Напротив – Марфа часто посещала гроб1, следовательно говорит по опыту; и если сестра, нежно любящая своего брата, говорит, что труп его смердит: то можно ли еще оставаться какому-нибудь поводу к сомнению? – Четверодневен бо есть.

    «В медицинских летописях находят, что люди находились в обмороке не менее четырех дней».

    Но медики же замечают, что обморок долговременный не может быть сильным до того, чтобы его нельзя было почесть за смерть. Для такого обморока требуется, чтобы все жизненные отправления прекратились: но такое прекращение жизненных отправлений, – если оно долговременно, – уже само по себе кончилось бы смертью.

    Ст. 41-42: взяша убо камень, идеже бе умерый лежа; Иисус же возвед очи горе, и рече: Отче! Хвалу Тебе воздаю, яко услыша еси Мя. Аз же ведех, яко всегда мя послушаеши: но народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси.

    «Теперь, когда открыли гроб, Иисус Христос, все еще не терял надежды, наклонился туда, и первый увидел, что в Лазаре есть признаки жизни. Тут Он возводит благодарные очи к небу, и говорит: Отче! Хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя, Услышал – благодарит за прошедшее, между тем как Лазаря еще не воскресил; значит, Он благодарит Бога за то, что Лазарь жив, что Его ожидания сбылись: иначе Он не сказал бы: услышал».

    Но для Иисуса Христа, твердо уверенного в имеющем совершиться чуде, без сомнения, можно было выразиться и о

    _______

    1 См. ст. 31. у иудеев было обыкновение – два раза в день, по утру и по вечеру, оплакивать мертвых при гробах. Этот обычай еще и ныне на Востоке.

    – 136 –



    будущем в прошедшем1. Притом аорист греческий ηκονσξ, по свойству языка, может означать не одно прошедшее; но и настоящее и будущее время.

    Ст. 43: Гласом великим воззва: Лазаре! гряди вон.

    «Зачем великим гласом, если Лазарь был мертв? для мертвеца все равно, как ни взывай; ибо сила – не в гласе, а в могуществе. Но естественно, надобно было употребить громкий голос, чтобы пробудить человека, находящегося в сильном обмороке и заставить его выйти вон».

    Как может определить, как надобно выразиться, вызывая мертвого из другого мира? Неужели бы говорить так, чтобы никто не слыхал? Скажи Иисус Христос шепотом, сказал бы, что Он якобы ворожит; этим подал бы Он случай противникам утверждать, что нечистые силы пособляют ему творить чудеса.

    Вот изъяснение чуда самого большого и изъяснение самое большое. Оно составлено троими; один выдал его в своем толковании на Евангелие; другой дополнил к нему нечто в журнале, третий также в периодическом издании выдал его с новым прибавлением и прикрасами. О силе доказательств можете судить сами.

    Вообще надобно сказать о таких изъяснениях, что они при выходе своем в свете читаются больше по новости, по духу заключающейся в них иррелигиозности, с коим дух времени в сродстве, также по прикрасам, коими искусное перо наделясг их щедро. Теперь все они пересмотрены и начали терять свою цену. Большая часть ученейших богословов обратилась к простому способу, именно – к исторической вере. Весьма хорошо один опровергатель сих теорий заметил странность нынешнего века, что ныне вместо чудес Иисуса Христа и апостола Павла верят в чудеса какого-нибудь другого Павла и что вместе с неверием ныне господствует величайшее легковерие: неверие – в еванегльския, а легковерие – в естественные чудеса.

    _______

    1 "Успех молитвы столь был несомнителен, что как бы уже она исполнилась на самом деле". Посл. дни земн. жизни Иисуса Христа, стр. 93.

    – 137 –



     

     

    Издание:

    Иннокентий (Борисов) архиеп. Воскресение Лазаря // Его же. О путях Промысла Божия в жизни человеческой. – М.: КАЗАК, 1996, с. 131-137 (переизд.: СПб., 1908).

     

    Первоначальный файл с сайта ni-ka.com.ua.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.04.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .