. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 2. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 2

     

    222.

    /Добрый отзыв о книге Ушинского против штундистов и побуждение к продолжение борьбы со штундой/

    /Письма к одному священнику в г. Киеве (Прот. Ник. Ф.)/

    Милость Божия буди с вами!

    Достопочтеннейший о. протоиерей! Премного вам благодарен, что, не смотря на мою неподвижную леность, вы, время от времени, пишете, извещая о новых новостях тамошних, интересных.

    В последнем письме вы поминаете о книге Ушинского. Вы несправедливы к сей книге. Весь ее недостаток в том, что она не полно разбирает опровергаемые пункты. Но автор и не скрываешь этого недостатка, а прямо сознается, что он плохой богослов и – издает книгу с тою целью, чтобы раздразнить могущих написать пополнее и побудить их приступить тотчас к сему делу. Укорять его в недостаточности опровержения потому совершенно не резонно. Всем вам ответит он: quot potui, teci, – faciant meliora potentes.

    Его можно бы укорять в неправомыслии; но этого там нет. Я перечитывал рукопись и не видел ничего неправого, и не нашел резона, почему бы мог сказать: не печатай.

    Ваш приятель писал вам: "перелистывал, – и мне показалось кое что неправое". – Какая ревность! О, неглижер! Вы же сами прописываете пророчество о возможном вреде от сей книги, именно – что теперь штундисты будут иметь печатное изложение своей веры. – Не вижу, какой от сего вред. Если б у них не было сего изложения, – другое дело. Но оно у них есть и конечно – переписывается друг у друга. Ушинский от них получил тетради и – списал для себя. Но в тетрадях оно ходит без опровержения, а в книге с опровержением. Какое ни будь

     

    – 24 –




    опровержение, но оно всегда будет оставлять след и производить колебание. Есть пункты сильно опровергнутые. Кто поколеблется в нескольких пунктах, тот не может оставаться покойным и относительно всего прочего. – Выходит польза, а не вред. Предполагаемый вами вред был бы возможен, если бы учение косяковцев было все напечатано отдельно; но оно разумно разбито и пересыпано опровержениями.

    Я не утверждаю, что книга удовлетворительна; но не могу думать, чтобы она была бесполезна. Она только оказывается бесполезною в отношении к вам, спящим иереям. Ушинский надеется, что разбудит вас. И ошибся. В этом виноват. Ему следовало знать вас лучше и не обманывать себя мечтами, что вы подхватите его запеванье в тот же тон. Вы же ему все отвечаете: шалишь, брат! Не на тех напал, чтоб мы поддались твоему разбуждению, поди прочь! Спать хотим.

    Ну – что против этого скажете?! Вы как раз такими оказываетесь. И если хотите не оказаться такими, извольте сейчас же садиться и писать. И вот вам программа!

    Ушинский написал книгу в опровержение мудрований штундистов. Но он положил только начало. Немало и еще надо прибавить к сказанному у него. – Это – предисловие. Затем, приступайте к положению всякого пункта особо.

    Первый пункт штундистов так то читается. – Против него сказать вот что. Сказано дело; но не все – досказано. – Досказываю... И начинайте писать пункт за пунктом и всю книгу пополните. Вот, это будет дело. Если одни ленитесь; возьмитесь вдвоем, втроем, вдесятером, – только пополните книгу, – и штунда будет разоблачена во всех

     

    – 25 –




    подробностях. Смотрите ж, непременно это сделайте. Сроку вам дается один месяц; другой месяц на печатание; третий – вся Россия уже читает. – Тогда я буду бить в ладони, крича: "молодцы! вот, так иереи! Кто это напечатал под редакцией Феофана?" – (Это сильно сказано: "Я перечитываю рукопись и – только..." Но – это далеко от редакции). Смотрите ж, исполните, что я прописал. Затем, спасайтесь! Благослови вас, Господи!

    Ваш богомолец,

    Е. Феофан.

    9 октября 1883 г.

     

     

     

    – 26 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .