. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Антоневич А. В. Православная антропология русского зарубежья (текст). – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Антоневич Александр Васильевич

    Православная антропология русского зарубежья:
    прот. Василий Зеньковский и архим. Киприан (Керн)

     

    1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности.

    Как мы уже отмечали в начале первой главы, идея возможности преобразования современной секулярной культуры в православную культуру путём восстановления утраченной целостности человеческой личности через Церковь, которая являлась бы внутренним животворящим центром этой культуры, пришла к Василию Васильевичу Зеньковскому главным образом после чтения св. Отцов восточной Церкви, а также изучения наследия Гоголя и славянофилов и была главной движущей силой в стремлении построить такую систему христианской философии, которая на основе рецепции философского и научного знания смогла бы выразить истину христианского откровения о человеке.

    Именно поэтому антропологическая проблематика оказывается стержнем всех его религиозно-философских и научных построений.

    Зеньковский приходит к выводу, что современному научному и философскому мировоззрению, принимающему теперешнее состояние мира и человека как данное от века, как норму бытия, стало чуждым учение Церкви о творении мира, о грехопадении и спасении человека – учение, на котором основана христианская антропология. Современная антропология, сформированная главным образом научным мировоззрением, постепенно  зашла в тупик. Для выхода из него необходимо восстановить утраченное единство с религией, преодолев секуляризацию культуры. Именно православная вера, согласно Зеньковскому, может стать внутренним скрепом всей культуры. Но так как сейчас религиозное воспитание вытеснено почти из всех сфер человеческой жизни, а в западном христианстве, в католической и особенно в протестантской его форме, как мы отмечали выше, произошло искажение, обмирщение и самого религиозного сознания, – что и привело к кризису бездуховности, – то созрела необходимость построения такой православной культуры, которая объединила бы все сферы человеческой деятельности на основе православной веры. Можно с уверенностью сказать, что религиозное воспитание в духе православия способно решить эту задачу.

    Нам важно уяснить: как же происходил процесс секуляризации культуры в Западной Европе? В. В. Зеньковский прежде всего подчёркивает, что уже к концу XIII в. "особой силы и влиятельности этот процесс достиг в области науки и философии, которые очень рано стали претендовать на "автономию", т. е. на полную независимость от Церкви" [191]

    Ещё Альберт Великий, приходит он к выводу, заложил идею отделения философии от богословия, а Фома Аквинский закрепил её, признав приоритет lumen naturale rationis достаточным для понимания мира, тем самым Откровение оказывалось лишь дополнением к этому "естественному разуму" и, тем самым, создавались предпосылки для формирования философии религии, а не религиозной философии.

    Отделение философии от богословия нарушало иерархию процесса познания, его целостность и действенность. Зеньковский пишет: "неправильна сама установка на "самостоятельности" (автономии) и независимости философской мысли. Дело в том, что сама природа нашей мысли... движется в линиях религиозного сознания... это вовсе не упраздняет философии, а только вводит её в определённые границы, уясняет основной смысл "свободы" нашей мысли... философия, отрывающаяся от Откровения, не может пойти дальше собирания частичных истин или уяснения диалектической связанности тех или иных идей" [192].

    Положение Фомы Аквинского о несовместимости идеи безначальности мира, идущей от Аристотеля, с понятием творения постепенно привела к утверждению внерелигиозной установки, перешедшей в антирелигиозную. Идея религиозной философии, отброшенная томизмом, отбрасывалась и Реформацией.

    Итак, западный рационализм утверждает секуляризм, т. е. отрыв Церкви от науки и философии, что, по сути приводит последователей Фомы Аквинского (Сертиянж, Жильсон [193]) и к отвержению самой возможности христианской философии, в которой бы философия и богословие были неразрывно связаны.

    Но вера апостолов не разделяла веры и знания: вера была у них "знанием", близким с обычным знанием, но она требовала "обновления ума" (Рим. 12, 2). По ап. Павлу, христианам надлежит "иметь Бога в разуме" (Рим. 1, 28). Зеньковский выделяет тот факт, что уже при ап. Павле христианство вступило на путь рецепции из греческой философии некоторых принципов платонизма, терминологии и даже литургических элементов, показав тем самым, что единство веры и разума нам не дано, но задано, т. е. необходимы усилия духа для его восстановления [194].

    Идея необходимости восстановления первоначальной цельности человеческой личности через Церковь, которая является "носителем единства мира" [195], легла в основу христианской философии Зеньковского, доказательство самой возможности которой вновь обостряет вопрос о взаимоотношении философии и богословия.

    Ещё у Хомякова антропология была посредницей между богословием и философией [196].

    Зеньковский сделал большой вклад в разработку этой тематики, но, к сожалению, многие его положения и по сей день остаются не вычитанными, ибо цитируются по большей части фрагментарно, в отрыве от общего контекста.

    Актуальность темы очевидна: "Конвергенция богословия и философии в области антропологии развёртывается не одномоментно, а в многообразных взаимодействиях и формах. В начале ХХ в. возникла религиозно-философская антропология" [197]

    Сегодня происходит "антропологизация богословия" [198]; вокруг антропологии вращается вся этико-религиозная проблематика. "Теперь уже стало общим местом утверждение, что в наше время богословие должно стать антропологией" [199].

    Профессор Московской Духовной Академии Алексей Осипов ещё в 1999 г. писал, что сейчас есть достаточные условия к развитию плодотворного диалога между религией, философией и наукой, "изоляция же науки и философии как высокоспециализированных социальных реалий от Православия неизбежно ведёт к разрушению целостности и многомерности видения мира и самого человека, как показывает наша история, к самым печальным последствиям" [200].

    Насколько эффективно используем мы эти "достаточные условия"? Не упускаем ли пока ещё данную нам возможность вернуться к целостному мировоззрению посредством религиозного пробуждения нашего сознания через воспитание личности в духе Православия? Созрела необходимость пересмотра всех сфер человеческого знания с позиции религиозной веры.

    Антропологические идеи В. В. Зеньковского, при внимательном их прочтении, побуждают нас именно к этому: ничто иное, как религиозная вера может и должна стать той свободной основой, которая способна создать условия для единения науки и философии в сфере антропологии, служить источником целостного мировоззрения.

     

     

    [191] Зеньковский Василий прот. Апологетика. М., 2004. С. 11.

    [192] Зеньковский В. В. Основы христианской философии. Там же. С. 17.

    [193] Там же, с. 13 (См. также: Sertillanges. Le christianisme et les philosophies. V. 1. P. 24; Gilson. L`esprit de la philosophie vedievale. V. 1. P. 13, 38).

    [194] Там же. C. 22.

    [195] Там же. С. 184.

    [196] Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч.1. Там же. С. 203.

    [197] Константин (Горянов) епископ. Религиозно-философская антропология В. Несмелова // Православное учение о человеке. Москва-Клин, 2004. С. 303-323.

    [198] Хоружий С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека. Там же. С.156.

    [199] Иоанн Мейендорф прот. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981. С. 175.

    [200] Осипов Алексей, проф. Чтобы не пришла тьма // Православная беседа. № 2. 1999. С. 16.

     

     

    © Сайт Христианская психология и антропология (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 01.04.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .