. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Амвросий (Ермаков) еп. О прегрешении с разумным сознанием (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Амвросий еп.

    О ПРЕГРЕШЕНИИ С РАЗУМНЫМ СОЗНАНИЕМ

    Проповедь, сказанная на Великом повечерии в храме Иоанна Богослова 9 марта 2011 г.

     

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    "Если я стану исследователь свои дела, Спаситель, то докажу, что превзошел грехами всех людей, ибо я грешил в сознании мысли, а не в неведении". Таковы слова одного из тропарей Великого покаянного канона, третья часть которого стала сегодня нашей с вами покаянной молитвой. Каждый день, дорогие братья и сестры, мы оканчиваем чтением молитвенного правила. Часто оно проходит мимо не только нашего сердца, но даже мимо слуха, и подобно людям, ограбленным ворами, мы исходим в нощь обобранными собственным нерадением. А вместе с тем, последование вечернего правила, заканчивающееся всегда исповеданием грехов, предлагает нам всякий раз обнажить свою совесть, провести проверку совершенных поступков, напрасно или скверно сказанных слов, целого роя мыслей, которые, возможно, и увлекли нас в погибельные сети.

    "Душа, как родник, – говорит преподобный авва Агафон, – если расчистишь его, будет изливаться вода прозрачная, а если завалишь, то он исчезнет". Душой здесь названа совесть. Кто слушается совести, у того она становится все чище, а кто не слушается и попирает ее, у того она мутнеет.

    В житии преподобного Палладия рассказывается об одном монахе, который любил безмолвие. Он поселился в самом глухом уголке пустыни. Он находился в пещере и постоянно предавался только одному делу: молитве, песнопению и созерцанию Бога. Исполненный надеждой на Бога, он даже в мыслях не допускал ничего скверного. За такую веру и преданность Господь вознаградил его тем, что каждые два-три дня в своей пещере подвижник обнаруживал хлеб. Входя в пещеру, он вкушал его, благодарил Бога и возвращался к своим подвигам. Будучи уверенным в своем бесстрастии, аскет стал ослаблять суровость своего подвига. И в сердце его вкралась мысль, что он выше других, что он знает и имеет больше других. От этого зародилась в нем беспечность. Сначала небольшая, затем выросшая до заметных размеров. Он стал лениться, душа захотела покоя, ум опустился к земному, мысль стала рассеянной, и в душе его росла какая-то бессмысленность. Только лишь привычка продолжала заставлять его совершать свое прежнее молитвенное правило. По вечерам он так же находил хлеб, посылаемый Богом, питался им, но уже не изгонял из своего ума негодных мыслей. И не думал о том, что невнимательность губит его труды и взращивают зло. И вот однажды похоть, овладев его мыслями, стала звать его в мир.

    Однажды после молитвы он вошел в пещеру и увидел в ней хлеб, находящийся в грязи, смешанный с мусором. Он удивился, опечалился, однако, по обычаю, подкрепился хлебом, а ум его продолжал побеждаться любосластными помыслами. Он молился, пел псалмы, но уже не с чистым расположением. Часто оборачивался, вертелся, чего-то искал. Его добрые дела прерывались разными мыслями. Вечером, почувствовав голод, он снова вошел в пещеру и нашел на обычном месте хлеб, как бы изъеденный мышами и собаками, а вне пещеры – его сухие остатки.

    Множество помыслов обрушилось на подвижника, растоптав его ум. Они, как пленника, повлекли инока в мир. Он бросил свою пустыню и ночью пошел в селение. Дорога была долгой. День застал его в пути. Палимый зноем, аскет стал искать убежище и впереди он увидел монастырь. Он вошел в эту обитель, братья встретили его с радостью, предложили трапезу, омыли его ноги, а затем просили его рассказать, как избегать сетей дьявола и оставаться выше нечистых помыслов. Старец стал наставлять их многими примерами, взятыми из своей собственной аскетической жизни. Рассказал им о борьбе с помыслами, добавив, что должно ревностно совершать подвиги и переносить страдание с непоколебимой надеждой.

    Окончив наставление, он задумался о себе. Как же так, вразумляя других, он сам остался невразумленным. Осознав свое падение, подвижник тотчас встал и возвратился в пустыню, в родную пещеру, чтобы тяжко стенать и оплакивать свои грехи.

    Этот рассказ, дорогие братья и сестры, есть некое подобие того, что происходит и с нами. Конечно, мы не можем назвать себя и в малой степени такими подвижниками, о котором был рассказ. Мы читаем Священное Писание, немало знаем, прикасаемся к святоотеческому опыту, пропускаем через свои ум и память то многое полезное, что слышим в храме или в учебных аудиториях, но в какой-то момент приходит самоуспокоение, равнодушие, нерадение, лень, и они похищают у нас все прежде накопленное. И прекрасно понимая, что с нами происходит и что же мы делаем, мы начинаем наносить вред своей душе.

    По слову святого Андрея Критского, "грешим в сознании мысли, а не в неведении". Преподобный авва Нестерой говорит, что христианин должен каждый вечер и каждое утро давать себе отчет, что он сделал из того, что требует Бог, и чего не сделал из того, что Бог запрещает, и так проверять себя всю жизнь. Преподобный Ефрем сравнивает христианина с купцом, который каждый день подсчитывает прибыль и убытки. В завершение нынешнего дня, дорогие братья и сестры, постараемся поступить по слову преподобных и богоносных отцов и вместе с ваятелем покаянного канона воскликнем: "Единый врач – Спаситель, исцели гниение смиренной души моей; приложи мне пластырь, елей и вино – дела покаяния и умиление со слезами". Аминь.

     

     

    Первоначальный файл с сайта spbda.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .